Известный советский писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев (1906-2002 гг.) до войны успел написать всего два произведения – романы «Пылающий остров» и «Арктический мост», но они стали самыми настоящими бестселлерами, и даже блокбастерами, причем остаются таковыми и до настоящих времен. Между тем это два совершенно разных произведения, и наиболее интересным для меня является «Арктический мост» (1941 г.), в котором воспеваются тесная дружба и плодотворное техническое сотрудничество между американцами и СССР.
Александр Казанцев – довольно плодовитый писатель, но все же железно интересных романов у него и десятка не наберется. Да, он написал больше крупных произведений, чем Иван Ефремов, но меньше, чем Стругацкие. Зато все, что у Казанцева заметное – оно по-настоящему интересное.
С творчеством Александра Казанцева мне довелось познакомиться в начале 70-х, тогда в полную силу блистали его три главных романа – «Пылающий остров», «Арктический мост» и «Льды возвращаются». Да, были у меня в библиотеке еще две его фантастические книжки – «Внуки Марса» и «Лунная дорога», но они мне показались не интересными. Там не было такого хитроумного сплетения всех существующих жанров, свойственных бестселлеру.
Да, потом, в 1974-м, вышли знаменитые «Фаэты», а за ними мне попалась еще одна старая книжка – «Полярная мечта» (он же «Мол «Северный»). Но все это было не то. Самой интересной была только представленная выше «трилогия», а самой вообще крупной книгой в ней был именно «Пылающий остров» и его как бы ментальное продолжение «Льды возвращаются».
Но «Арктический мост» по многим параметрам от своих «топ-братьев» отличался, и этим он мне нравился больше всего. В этом романе не была расписана глобальная климатическая катастрофа, идея которой наверняка была позаимствована Казанцевым у Александра Беляева из его известнейшего романа «Продавец воздуха». Эта идея была, по сути, антаг0нистическая, и рассказывала о плохих американцах и хороших советских людях.
А вот идея романа «Арктический мост» скорее всего была созидательная, и ее основа взята из книги немецкого писателя Бернгарда Келлермана «Туннель» (1913 г.). Правда, Казанцев решил усложнить задачу и придумал строить подводный туннель не между Америкой и Европой через Атлантику, а между Америкой и СССР через Северный Ледовитый океан. Это был роман о дружбе между нами и нашими идеологическими противниками.
Да, задача была грандиозная, и Александр Казанцев решил ее блестяще, причем гораздо профессиональней, чем это было сделано в романах «Пылающий остров», «Льды возвращаются» и «Мол «Северный». Это была вторая крупная книга автора после «Пылающего острова», она была написана в 1941 году и в том же году была опубликована в журнале «Вокруг света». Но в ней он продолжил чисто приключенческую линию, добавив в сюжет очень сильный шпионский мотив со всеми сопутствующими элементами.
В общем, получился самый настоящий блокбастер, практически ни в чем не уступающий подобным образцам западной фантастики. Да, идеологическая линия в произведении тоже присутствовала, но она в основном крутилась вокруг инженерно-строительной идеи, а так как в строительстве столь грандиозного проекта – плавучий подводный туннель между континентами в арктических водах, - принимали со своей стороны участие и американцы, то было бы просто глупо превозносить советскую инженерную мысль и принижать американскую. В противном случае, понятно, туннель получился бы по качеству совсем неадекватным.
А ведь идея романа – не в противостоянии СССР с американскими империалистами, а совсем наоборот – в дружбе двух народов. Вот поэтому идеология в этом произведении и не чувствуется как бы вовсе. И на первый план выступает даже не инженерно-техническая составляющая, и даже не фантастическая, а именно приключенческая.
Именно это и делает роман таким эпохальным – предложить дружбу американцам еще до начала войны, когда американцы и на самом деле стали помогать СССР, правда, по своим собственным, меркантильным соображениям. Но в романе «Арктический мост» о меркантильности американский строителей туннеля – ни слова. Ясно, что, в той Америке были и те, кому этот туннель не нравился, и даже был опасен. Вот именно в противодействии таким могущественным элементам и раскрывается шпионская часть романа.
Примерно в те же годы о подобных крупных инженерных проектах писали и многие другие наши писатели-фантасты, например, Григорий Адамов (романы «Победители недр», 1937 г. и «Изгнание Владыки», 1941 г.) и Николай Трублаини («Глубинный путь», 1941 г.). Но роман Казанцева все же затмевает эти тоже весьма заметные научно-фантастические произведения своим размахом, в основном международным. Ни Адамов, ни Трублаини в те годы даже не додумались до того, чтобы что-то строить совместно с американскими империалистами.
Итак, роман «Арктический мост» был написан в 1941-м, в том же году был опубликован в сокращенном варианте в журнале «Вокруг Света» (1941 г., №№4, 5 и 6), а потом – в журнале «Смена» (1943 г., №№9, 10, 11 и 12).
В 1946-м году появилось первое отдельное книжное издание романа, затем он был переиздан в 1948-м, после этого – в 1949-м (2 раза), общим тиражом 285 тысяч экземпляров.
В 1985 году роман “Арктический мост» был значительно переработан автором и был издан под названием «Мост дружбы» тиражом 325 тысяч экземпляров.
После 1991 года книга была переиздана еще три раза (2001, 2014 и 2019 гг.), общий тираж на этот раз составил всего около 1000 экземпляров (точных данных нет).
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров
Как я в 1974-м году выпрашивал у Александра Казанцева его новый фантастический роман «Фаэты»