Почему А. и С. Абрамовы в свое время были более популярны, чем А. и Б. Стругацкие?

15K прочитали

Отец и сын Александр и Сергей Абрамовы в 1970-х годах были настолько популярны, что за каждую их книгу при обмене часто нужно было отдать чуть ли не две книги братьев А. и Б. Стругацких. Рассказываю свои наблюдения тех лет.

Все шесть книг авторского дуэта А. и С. Абрамовы, выходившие в 1967-1980 годах в "детгизовской "серии "золотая рамка"
Все шесть книг авторского дуэта А. и С. Абрамовы, выходившие в 1967-1980 годах в "детгизовской "серии "золотая рамка"

Авторский дуэт Александра и Сергея Абрамовых дал советской фантастике немало интересного материала, причем настолько интересного, что по читательскому интересу авторы затмили тогдашних фантастических фаворитов – братьев Стругацких. И это я не пытаюсь козырять метафорами – Абрамовы в 70-е и на самом деле были популярнее Стругацких, причем гораздо.

Прекрасно помню первую половину 1970-х, когда я начал запоем читать фантастику – несмотря на дефицит, достать хорошие книги «почитать» не было проблемой. К кому ни загляни – обязательно на полке стояла фантастика и такие же дефицитные приключения с детективами. Да и на барахолках (так называемых субботне-воскресных «книжных рынках») можно было что-то прикупить новенькое и старенькое, правда, часто по спекулятивным ценам, тем не менее дефицит был только в магазинах, а так его как бы и не было.

Процесс постоянного доступа ко многим дефицитным книгам тогда был прост. Как-то в году 1975-м я прикупил на одной «книжной сходке» две только-только вышедшие книги – А. Казанцева «Фаэты» и Е. Войскунского и И. Лукодьянова «Ур, сын Шама». За обе мне пришлось заплатить огромные тогда для меня, школьника, деньги – 20 рублей. Зато книги были очень популярные, в отличном состоянии, и у меня образовался «обменный фонд». На него я потом обменивал другие такие же популярные книги – или «на почитать», или в полный обмен.

Стругацкие по этой схеме тоже не были никаким дефицитом, интересно, что даже суперпопулярные тогда «Обитаемый остров» и «Малыш» (в сборнике «Талисман») можно было выменять без особых усилий, ну, или купить за стандартные 10 рублей.

И вот в один прекрасный день я зарулил с одним своим корешем к его корешу в гости, который считался местным знатоком-книгоманом, и вдруг обнаружил у него на столе книгу из серии «золотая рамка» (БПиНФ, «Детгиз») писателей А. и С. Абрамовых «Рай без памяти». Она была в таком прекрасном состоянии, словно выскочила из типографии только на днях, но на дворе стоял 1976 год, и книга эта издания 1969-го уже была не новой, но мне совсем неизвестной.

Вот примерно в таком виде я впервые увидел книгу А. и С. Абрамовых "Рай без памяти" в далеком 1976 году. Правда, та книга выглядела еще новее, чем на этом фото
Вот примерно в таком виде я впервые увидел книгу А. и С. Абрамовых "Рай без памяти" в далеком 1976 году. Правда, та книга выглядела еще новее, чем на этом фото

Сами Абрамовы мне были более-менее известны – я читал их «Селесту-7000» и «Всадников ниоткуда» с еще несколькими повестями и рассказами, входившими в одну из этих книг, и они мне так понравились, что я как-то перестал интересоваться даже Стругацкими.

Ну, Стругацкие – это Стругацкие, ничто человеческое при создании своих произведений им не чуждо, а вот Абрамовы на меня произвели неизгладимое впечатление своей потрясающей загадочностью (как мне тогда казалось) и даже часто шокирующей заумностью. Это были самые настоящие фантастические авангардисты того времени, и в этом Стругацким было до них далеко.

Но книги Абрамовых были в дефиците даже на «подпольном» рынке, и полной их библиографии не знал никто, с кем я тогда по книжным делам общался. И потому, увидев «Рай без памяти» своими глазами, да еще узнав, что это продолжение «Всадников ниоткуда», я моментально загорелся – мне эта книга нужна была позарез!

У меня тогда на руках в обменном фонде были книги «Пять президентов» П. Багряка и «Обитаемый остров» Стругацких, имевшие очень высокий рейтинг в читательском спросе. И вот я решился отдать за «Рай без памяти» какую-то из них, но тут вышел конфуз. Тот кореш моего кореша предложил обменять свою книгу на обе моих, максимум на что он соглашался – это доплатить мне три рубля, но не больше.

Представляете моё разочарование? Ну, в принципе, я понимал, что книги Абрамовых – это «элита», мне они никогда не попадались так, чтобы я мог их прибрести – только «на почитать», да и то очень редко. А тут первый прямой обмен, и я должен отдать за «Рай без памяти» сразу два шедевра, причем один из них – «Обитаемый остров»!

В общем, я не согласился, а потом очень жалел. Ну, мной тогда прежде всего двигали коммерческие соображения, потому что я не был уверен в том, что мне потом этот «Рай без памяти» удастся сменять на две другие книги. Я долго не мог найти этот роман чтобы даже почитать, и случилось это уже гораздо позже, когда мне удалось купить за те же 10 рублей совершенно не новый, а уже изрядно почитанный и откровенно потертый экземпляр.

Александр Иванович Абрамов (1900-1985 г.) и Сергей Александрович Абрамов (род. в 1944 г.) в свои лучшие творческие времена
Александр Иванович Абрамов (1900-1985 г.) и Сергей Александрович Абрамов (род. в 1944 г.) в свои лучшие творческие времена

Но речь тут не обо мне – сегодня Абрамовы – никакой не дефицит, и перестали они быть дефицитом уже давно, когда наши люди в начале 90-х разучились вдруг читать и на барахолках появились огромные залежи самых дефицитных в прошлые времена книг, причем за копейки.

Просто я хотел на примере показать, что в 70-е стоили книги А. и С. Абрамовых, и насколько они были коммерчески популярнее книг Стругацких. Интересно еще то, что почти все они параллельно (то есть на год раньше выхода книги) печатались в журнале «Смена», тираж которого был более 1 миллиона, и который дефицитом уж никак не был. Тем не менее, я об этих публикациях очень долго ничего не слышал. А когда услышал, то было уже поздно – я перечитал все книги Абрамовых, и журнальные публикации мне пригодились только как библиографические редкости – я их скупил на барахолках все – и книги, и журналы.

Жаль, конечно, что звезда такого интересного авторского дуэта так быстро закатилась. Совместно они издали шесть книг, и все – в «детгизовской» серии «золотая рамка» («Библиотека приключений и научной фантастики»). Ну, это за исключением журнальных публикаций. Помимо этого Сергей Абрамов написал еще целый ряд повестей самостоятельно, и они тоже издавались в СССР, но его произведения не идут ни в какое сравнение с книгами, написанными им совместно с отцом. Хотя, конечно же, они тоже интересны, но в них нет той многозначительности, и потому я их с книгами Стругацких не сравниваю.

В общем, все, что я хотел сказать, я уже сказал, а теперь считаю нужным представить некоторые менее известные варианты книг А. и С. Абрамовых – журнальные. Все шесть романов в СССР в книгах, да и в журналах больше не переиздавались, за исключением романов «Всадники ниоткуда» и «Рай без памяти», которые вышли в 1988 году в «Детгизе» в авторском сборнике. Но 1988-й год – это уже не советские времена в практическом смысле, в перестройку много чего стало издаваться из того, что не печаталось в предыдущие годы и десятилетия.

1). Тень императора (1967 г.) - сборник повестей и рассказов.

Авторский сборник "Тень императора", 1967 г.
Авторский сборник "Тень императора", 1967 г.

Москва, «Детская литература», 1967 г., тираж 75 000 экз., формат книги - 84x108/32 (130x200 мм), 296 страниц, иллюстрация на обложке и внутри книги В. Юдина. Цена - 63 коп.

Содержание:

~ Хождение за три мира (повесть), перед публикацией в авторском сборнике повесть вышла в антологии «Мир приключений», № 12, 1966 г. тиражом 100 000 экземпляров.

~ Новый Аладдин (повесть);

~ Тень императора (рассказ);

~ Комната для гостей (рассказ);

~ Спокойной ночи (рассказ);

~ Принц из седьмой формации (рассказ), после публикации в этом авторском сборнике рассказ вышел в антологии «Гость из страны фантастики», 1981 г. тиражом 200 тысяч (100 000 + дополнительный тираж 100 000);

~ Гамма времени (рассказ).

Это первая книга А. и С. Абрамовых, вышедшая отдельным изданием, повесть и рассказ с нее, указанные выше, в разные годы печатались в разных антологиях.

2). Всадники ниоткуда (1968 г.) - роман, первая часть трилогии.

"Всадники ниоткуда", 1968 г.
"Всадники ниоткуда", 1968 г.

Москва, «Детская литература», 1968 г., тираж 75 000 экз., формат книги - 84x108/32 (130x200 мм), 336 страниц, иллюстрация на обложке и внутри книги Б. Лебедева. Цена - 70 коп.

Публикация романа А. и С. Абрамовых "Всадники ниоткуда" в журнале "Смена", 1967 г., №№ 7-13
Публикация романа А. и С. Абрамовых "Всадники ниоткуда" в журнале "Смена", 1967 г., №№ 7-13
Продолжение публикации
Продолжение публикации

Кроме романа в книгу вошли такие произведения:

~ Четыре цвета памяти (рассказ);

~ Мошкара (рассказ);

~ Хэппи энд (рассказ);

~ Глаза века (повесть).

Продолжение публикации
Продолжение публикации
Окончание публикации
Окончание публикации

Первая публикация - журнал «Смена», 1967 г., №№ 7-13.

Коротко о романе. В Антарктиде в небе появляются странные розовые облака, «срезающие» лед. Для их изучения сформирована научная экспедиция. Одновременно по всей Земле появляются фантомные города и двойники людей...

3). Рай без памяти (1969 г.), роман, вторая часть трилогии.

"Рай без памяти, 1969  г.
"Рай без памяти, 1969 г.

Москва, «Детская литература», 1969 г., тираж 100 000 экз., формат книги - 84x108/32 (130x200 мм), 320 страниц, иллюстрация на обложке и внутри книги А. Иткина. Цена - 67 коп.

Первая публикация - журнал «Смена», 1968 г., №№ 11-17.

Публикация романа А. и С. Абрамовых "Рай без памяти" в журнале "Смена", 1968 г., №№ 11-17
Публикация романа А. и С. Абрамовых "Рай без памяти" в журнале "Смена", 1968 г., №№ 11-17
Продолжение публикации
Продолжение публикации
Окончание публикации
Окончание публикации

Коротко о романе. Четверо друзей оказались заброшены в странный мир, где люди не помнят историю и где запрещена география. Там протекает просто Река, а люди живут в Городе. Друзьям предстоит разгадать тайну этого мира...

4). Селеста-7000 (1971 г.), внецикловый роман.

"Селеста-7000", 1971 г.
"Селеста-7000", 1971 г.

Москва, «Детская литература», 1971 г., тираж 100 000 экз., формат книги - 84x108/32 (130x200 мм), 288 страниц, иллюстрация на обложке и внутри книги Г. Акулова. Цена - 60 коп.

Первая журнальная публикация под названием «Джинн из лазури» - журнал «Смена», 1970 г., №№ 13-18.

Публикация романа А. и С. Абрамовых "Селеста-7000" в журнале "Смена", 1970 г., №№ 13-18 под названием "Джинн из лазури"
Публикация романа А. и С. Абрамовых "Селеста-7000" в журнале "Смена", 1970 г., №№ 13-18 под названием "Джинн из лазури"
Продолжение публикации
Продолжение публикации
Окончание публикации
Окончание публикации

Коротко о романе. Этот роман - о встрече с Неведомым. Его действие происходит в наши дни на одном из островов Бермудского архипелага. Герои - американец Роберт Смайли и двое советских физиков - обнаруживают на острове гигантский информарий, засланный некогда на Землю инопланетной цивилизацией и хранящий в необъятной копилке памяти многовековую информацию о нашей планете. Встреча с Неведомым - всегда загадка: кто возьмется предсказать результат этой встречи? А Селеста - селектор стабильной информации - это и есть Неведомое, «Черный ящик». Как он поведет себя с человеком? Отдаст ли он свои тайны? Будет он служить миру или войне?

5). Всё дозволено (1973 г.), внецикловый роман.

"Всё дозволено", 1973  г.
"Всё дозволено", 1973 г.

Москва, «Детская литература», 1973 г., тираж 100 000 экз., формат книги - 84x108/32 (130x200 мм), 271 страница, иллюстрация на обложке и внутри книги А. Тарана. Цена - 57 коп.

Коротко о романе. На планету Гедона с пятью разноцветными солнцами в небе миражами, с подходящей для жизни атмосферой, но абсолютно безжизненную, прибывает уже третья экспедиция. Первые две закончились неудачно. На космическом субсветовом корабле находятся четверо землян, которым и предстоит разгадать тайну загадочной планеты.

6). Серебряный вариант (1980 г.), роман, третья часть трилогии.

"Серебряный вариант", 1980 г.
"Серебряный вариант", 1980 г.

Москва, «Детская литература», 1980 г., тираж 100 000 экз., формат книги - 84x108/32 (130x200 мм), 224 страницы, иллюстрация на обложке и внутри книги В. Филиппова. Цена - 55 коп.

Кроме романа в авторский сборник входило и это произведение:

~ Повесть о снежном человеке (фантастическая повесть).

Первая публикация романа - журнал «Смена», 1978, №№ 19, 20, 21, 23, 24. Тираж каждого номера журнала – 1 200 000 экз.

Публикация романа А. и С. Абрамовых "Серебряный вариант" в журнале "Смена", 1978 г., №№ 19, 20, 21, 23, 24 под названием "Время против времени"
Публикация романа А. и С. Абрамовых "Серебряный вариант" в журнале "Смена", 1978 г., №№ 19, 20, 21, 23, 24 под названием "Время против времени"
Окончание публикациии
Окончание публикациии

Коротко о романе. Это заключительная часть трилогии, в которой старые приятели Юрий Анохин и Дональд Мартин вновь переносятся на неизвестную планету, в мир, созданный неизвестной цивилизацией. Со времён Начала, от которого отсчитывается возникновение мира-слепка Земли, прошло уже не 10 лет, как в «Рае без памяти», а целых 60!

Коллаж из некоторых журнальных публикаций романов А. и С. Абрамовых
Коллаж из некоторых журнальных публикаций романов А. и С. Абрамовых

В одной из следующих своих публикаций я хочу рассмотреть те фантастические (м даже не фантастические) произведения А. и С. Абрамовых, которые практически выпали их этого списка, и были написаны ими или совместно, или по раздельности. Среди этих романов, повестей и рассказов тоже имеется немало интересного, потому данный свой труд я пока что не считаю законченным.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

А. и С. Абрамовы написали целый ряд фантастических книг, которые составляли конкуренцию А. и Б. Стругацким

«Обитаемый остров», 1971 г. - переломный момент не только в биографии Стругацких, но и во всей советской фантастике

«Пять президентов» Павла Багряка – почти культовый советский детективно-фантастический триллер 60-х

Как я в 1974-м году выпрашивал у Александра Казанцева его новый фантастический роман «Фаэты»

Роман И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» за 33 года был издан общим тиражом 4,5 миллиона экземпляров