С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
Если спросить любого из нас с чем ассоциируется психоанализ – подавляющее большинство ответит: «кушетка». И будем правы, потому что психоанализ происходит только на кушетке. Кушетка отличает психоанализ не только от иных психотерапий, но и от психоаналитической психотерапии, допускающей вариации в этом вопросе.
Представим себе: человек ложится на кушетку, он не видит аналитика, только слышит. Что при этом происходит? А происходит то, что вместо столь привычной и освоенной визуальной модальности другого он воспринимает на слух – только голос аналитика. В нашей культуре мы привыкли в подавляющем большинстве опираться на визуальный аспект информации, даже в коммуникации. Глаза ведь гораздо лучше вбирают, буквально прочитывая происходящее.
Ухо считается в этом смысле плохим инструментом. Когда мы видим человека и слушаем одновременно, бОльшую часть из услышанного пропускаем через визуальные фильтры, а то и вовсе уходим в свои мысли.
Совсем иначе, когда мы не видим, а только слышим. В отсутствие видимости анализанд вынужденно обращается к воображаемому полю. Он вбирает интонации и модуляции голоса, дыхание, начинает улавливать ритмы речи. Звук связан с ритмом, он переводит наше внимание внутрь, к телу, к внутреннему миру, к эмоциональным брожениям, глубинным реакциям организма. Звук ближе к телу, чем визуальный образ, поэтому усиливает чувственную составляющую. Метафорически говоря, визуальность – это экстраверсия, аудиальность – интроверсия.
Ритм – первая форма организации переживаемого мира. Самый ранний звук, с которым мы сталкиваемся – биение сердца матери, когда мы находились в ее теле, и это биение успокаивало, но и упорядочивало тогда еще наш бесформенный мир.
Речь аналитика, как и музыка, своими тембральными вибрациями, минуя разум, сразу «попадает в кровь» анализанда. И тогда язык становится языком внутреннего мира, это уже язык между реальностью и фантазией, и в пространстве кабинета начинает проявляться бессознательное, которое своими обертонами и ритмами проскальзывает в речь. А бессознательное – и есть искомое в психоанализе, его главное действующее лицо, режиссер-постановщик наших жизненных сцен.
Из психоаналитической истории нам известно, что Фрейд начал использовать кушетку потому, что тяготился длительным контактом с пациентами лицом к лицу. Как это часто случается с гениями – его настроение превратилось в метод! И надо же - сегодня мы не мыслим иначе психоанализ, кроме как на кушетке. Благодаря чему кабинет становится переходным пространством между фантазией и реальностью, и начинают происходить удивительные вещи…
Но это тема уже другой публикации.
Автор: Голенева Лада Викторовна
Психолог, Супервизор, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru