Найти в Дзене

Маленькие шедевры русского национального романтизма

Оглавление

На рубеже XIX-XX столетий (а где-то и ранее) архитекторы разных стран стремились создать собственный национальный стиль. В России тоже наблюдалась такая тенденция и проявлялась она в переосмыслении русской старины на свежий, модерновый лад.

Национальный романтизм

Получившийся архитектурный стиль принято называть национальным романтизмом, нерусским стилем, а иногда — русским модерном, потому что именно модерн главенствовал в это время в архитектуре. Философия модерна напрямую повлияла на формирование стиля.

Влияние модерна

Главное от модерна в национальном романтизме то, что обращение к древнерусской архитектуре перестало быть прямым копированием, архитекторы не просто повторяли детали узорочья или Владимиро-Суздальской архитектуры, а пытались впитать и переработать русский дух, проявить его заново через свои архитектурные фантазии, создать новую архитектуру.

Ещё одно проявление модерна: стремление создать тотальное произведение искусства. Архитекторы национального романтизма не только строили дома, но и работали над интерьерами, фурнитурой, деталями, украшали свои дома росписями, мозаиками и другими произведениями монументального искусства.

География стиля

Центрами распространения нового стиля стали две столицы — Москва и Санкт-Петербург. При этом в Москве национальный романтизм получился более ярким, фантазийным, отражающим бурную жизнь торговой столицы. А в Санкт-Петербурге неорусские постройки были более консервативными, монументальными и строились в основном по заказу императорского двора.

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в СПБ. Кричинкий. 1910-1914
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в СПБ. Кричинкий. 1910-1914

В регионах построек в стиле национального романтизма не много, но они встречаются. Чаще всего, это здания органов власти, построенные архитекторами из Москвы и Петербурга.

Но есть и ещё один интересный формат построек, в котором национальный романтизм проявился сполна: это всевозможные выставки, проходящие по всей России. Именно павильоны выставок я назвала маленькими шедеврами русского национального романтизма в заголовке к этой статьи.

Выставочные павильоны в неорусском стиле

Выставки проводились в крупных городах страны чуть ли не каждый год, и постройки на них были яркими и интересными, чтобы привлечь посетителей. В основном павильоны были коммерческими, но государство всегда строило главный павильон и центральный вход. Архитектура этих построек отражала господствующую тенденцию, поэтому среди них можно увидеть прекрасные примеры национального романтизма.

Увы, эти постройки были временными и до наших дней не дошли. Не дошли до нас, по большей части, и имена мастеров, над ними работавших. Но мы можем полюбоваться некоторыми маленькими шедеврами на сохранившихся фото.

Казанская международная выставка. Главный вход, 1909: потрясающие деревянные резные ворота и кассовый киоск с фантастической короной, напоминающий то ли шапку кокошников на шатровом храме, то ли шапку Мономаха.

Главное здание Казанской международной выставки тоже отсылает к старине. Обратите особое внимание на внутреннее убранство.

Художественно-промышленная выставка в Одессе. Главный вход. 1910: напоминает средневековую башню, белокаменный кремль. Вход украшен росписью в духе живописи национального романтизма.

Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная и лесная и торгово-промышленная выставка в Омске. Переселенческий павильон. Чернышев. 1911: на этой выставке государство пропагандировало идеи переселения в Сибирь и Приморье, павильон построен в стиле русского терема или даже целого городка.

Выставка Приамурского края в ознаменование 300-летия Дома Романовых в Хабаровске. Сельскохозяйственный павильон. 1913: ещё один яркий образец павильона в русском стиле.

-12

На зарубежных выставках той эпохи Россия тоже презентовала себя в духе национального романтизма.

Павильоны России на Международной выставке в Глазго. Шехтель. 1901: здесь архитектор смешал образы национального романтизма (деревянные постройки, шатровое перекрытие, горка кокошников) с более понятным европейцам образами модерна (здание справа с каплевидными и подковообразными фронтонами).

Павильон России на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге. Покровский. 1914: павильон напоминает Здание Ссудной казны в русском стиле, который строится в это же время в Москве.

Русский павильон на международной выставке в Венеции. Щусев. 1913-1914: здесь архитектор тоже образуется к прошлому, но не к древней Руси, а скорее к мотивам московского барокко XVII века.