Найти в Дзене

Забытый камень. Миф о петербургском тотемном идоле

В XIX веке около Круглого рынка, перегораживая Аптекарский переулок, целых 75 лет простоял 24-х тонный гранитный монолит. Это была заготовка под статую одного из апостолов для Казанского Собора, ее уронили при транспортировке. Сей странный факт с брошенным камнем не оставили без внимания альтернативные историки:

Поднять заготовку не могли аж полвека, пока не плюнули на это дело и не раскололи на части. То есть изначально транспортировать его могли, на борт затащить - тоже, подняли-погрузили-привезли и тут навыки чудес транспортировки резко забылись? Александровскую колонну в 700 тонн за 45 минут подняли, Гром-камень с его колоссальными 1.600-2.400 тоннами тоже, а над маленьким камешком в 24 тонны ломали головы десятилетиями? Серьезно?

О загадочном камне Аптекарского переулка современные обыватели узнали из журнала 1886 года "Всемирная иллюстрация":

Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация", 1886, №935 (13 декабря). статья "Петербургский забытый камень", стр. 499 (481).
Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация", 1886, №935 (13 декабря). статья "Петербургский забытый камень", стр. 499 (481).

В этой же статье, говорится, что за столь длительный срок горожане придумали ему легенду, якобы стоял он здесь до основания города Петром и служил идолом для обитателей невских берегов. Ссылочку на архивный документ прилагаю.

Также имеется одна фотография, где можно разглядеть ту самую гранитную заготовку:

Петербургский тотемный идол. Фотография из архива госкаталог.рф.
Петербургский тотемный идол. Фотография из архива госкаталог.рф.

Помимо этого, о камне подробно рассказывалось в газете "Неделя строителя" 1886 г. (выпуск №2 от 12 января). В разделе "Слухи и вести" есть следующая информация:

Гранитный мополитъ, находящійся въ Аптекарскомъ переулкѣ, возлѣ зданія казармъ л.­гв. Павловскаго полка, гдѣ онъ благополучно простоялъ болѣе 3/4 столѣтія, наконецъ будетъ снят съ мѣста и употребленъ какъ матеріалъ при постройкѣ храма Воскресенія Христова.
Эта громадная каменная гдыба, какъ извѣстно была привезена въ Петергбургъ во время сооруженія Казанскаго собора и предназначалась для изваянія одной изъ фигуръ, которая по проекту предполагалось поставить въ полукружіи колоннады этой церкви.
Это предположеніе однако почему­то не осуществилось, и колоссальная гранитная глыба съ тѣхъ поръ оставалась какъ-­бы забытой, не смотря на то, что ощутительнымъ образомъ стѣсняла проѣздъ и безъ того узкаго нереулка и заслоняла въ окпахъ нижняго этажа свѣтъ.
Уборка этой своеобразной среди улицы Петербурга преграды потребо­вала­-бы, конечно, значительныхъ издержекъ, но кромѣ этого, затрудненіе и, пожалуй, главное — заключалось въ томъ, что оставалось совершенно неизвѣстным, чыо собственность составляетъ этотъ во всякомъ случаѣ довольно цѣнный строительный матеріалъ.
Даже и теперь, когда по мысли командира Павловскаго полка, нашедшаго удобный способъ избавить зданіе казармъ отъ неудобнаго сосѣдства камня, предложено было столичной Городской Управѣ сдѣлать техническій осмотръ на мѣстѣ, въ видахъ возможной отъ перенесенія столь значительнаго груза опасности поврежденія сосѣднихъ строеній, вслѣдствіе нарушенія равновѣсія, — Управа не взялась рѣшить вопросъ по существу собственной властью; она довольствовалась дачей заключенія техническаго свойства — о безвредности для смежныхъ строеній при снятіи камня и справкой о томъ, что камень не значится въ описи имущества Казанскаго собора, рѣшеніе же вопроса по существу предоставила С.­Петербургской Городской Думѣ.

Ссылку на архивную подшивку выпусков газеты за 1886 год прилагаю.

Как видим, тогда не было вопросов как появился камень на улице и для каких целей он предназначался. Вопросы были иные: чье это имущество, когда и за чей счет его уберут?

Интересно, что Городская Управа не взялась решить вопрос собственной властью и направила его в Городскую Думу.

Итак, гранитная заготовка предназначалась для монументальной ограды площади напротив главного входа Казанского собора. Если кто не знает, то главный вход в собор находится с Казанской улицы, а не с Невского проспекта.

По проекту Воронихина перед западным фасадом собора планировалось устройство площади "для стоянки экипажей и разъездов". Площадь должна была быть ограждена монументальной оградой, концы которой примыкали бы к порталам с проездами вдоль Казанской ул. На концах ограды на постаментах (пилонах) должны были стоять гранитные статуи святых апостолов Петра и Павла.

-3

Из всего задуманного были реализована ограда и пилоны.

Один из пилонов для апостолов Петра и Павла на Казанской улице
Один из пилонов для апостолов Петра и Павла на Казанской улице

Для скульптур заготовили две глыбы из розового гранита, но обе не довезли до места установки. Одна заготовка утонула при погрузке на баржу в 1812 году, вторая доехала до Петербурга, но, как считается, застряла (или упала с платформы) при транспортировке с набережной к храму.

Спустя много лет монолит, перегораживавший переулок, раскололи на куски и использовали для строительства фундамента Спаса-на-Крови. Утонувший монолит подняли в 1913 году, при подъеме у него отломалась верхушка. Поднятый монолит был пожертвован собственником на изготовление пьедестала памятнику адмиралу Макарову в Кронштадте. Если присмотреться, у пьедестала и рисунка из журнала много общего.

Памятник адмиралу Макарову. Пьедестал сделан из заготовки для апостолов Казанского собора
Памятник адмиралу Макарову. Пьедестал сделан из заготовки для апостолов Казанского собора

Информации о том, что это за глыба в переулке и для чего предназначалась, сохранилось достаточно. Но почему не доделали ограду и не убирали заготовку?

Казанский собор - идея Павла-I, при нем до строительства дело не дошло, императора убили. Александр I не стремился осуществлять необычную задумку отца с храмом, но граф Строганов убедил нового императора начать строительство. Подробнее об этой истории в статье:

Со временем Александр все же охладел к проекту и перекинулся на Исаакиевский собор. В 1811 умирает покровитель стройки Строганов, выбивать средства на финансирование строительства больше некому. В 1812 году завершаются работы по возведению ограды по ранее оплаченным договорам.

Что касается заготовки для апостола, объяснение, почему она застряла на Аптекарском, можно узреть в книге Андрея Аплаксина "Казанский собор 1811-1911 (ссылочка на книгу).

Андрей Петрович Аплаксин архитектор, гражданский инженер, художник, археолог, реставратор, историк русской архитектуры. Участвовал в реставрации Казанского собора в 1910-1911 гг.

Строительство храма затянулось на 11 лет и как обычно это случается, стоимость работ вылезла за рамки сметы. Чтобы сэкономить, строительная комиссия приняла решение не обращаться к подрядчику для выломки и доставки заготовок для апостолов, а выделила уже задействованных на строительстве храма рабочих.

С выломкой под руководством каменных дел мастера они справились, а с доставкой не очень. Одну заготовку утопили у берегов Фридрихсгама (если бы наняли подрядчика, то ему бы пришлось возмещать ущерб). Второй камень успешно доставили, но...

Встал вопрос, что теперь делать с одной заготовкой если по проекту нужно две? Беда в том, что это было имущество Императорской семьи. Решение вопроса отложили до лучших времен.

Интересно, что Аплаксин не упоминает о падении или ином происшествии с камнем, он употребляет термин "положенный" в Аптекарском переулке. Действительно, обратите внимание, как аккуратно "свалилась" заготовка и место-то какое - напротив казарм, под охраной (IMHO).

Аплаксин сообщает, что к вопросу с апостолами возвращались в 1814 и 1818 годах, но решения по выделению средств так и не приняли, а в 1822 году комиссия решила, что из гранита их ставить неуместно, нужны бронзовые.

Ничего не решили и в 1824 году. В 1825 году умирает Александр I, а Петербурге уже вовсю затеяно новое грандиозное строительство - возведение четвертого Исаакиевского собора.

Почему же камень не убрали? Чья это дорогущая собственность горожане знать не могли, чины знали, но видать не осмелились беспокоить императора(ов) по пустяку. Неудивительно, что вопрос с камнем смогли решить только тогда, когда виновников уже не стало.