Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери является одним из крупнейших храмов Петербурга. Собор имеет необычный вид для православного храма и странную архитектурную форму, что породило множество домыслов.
По образу и подобию
Павел Петрович, ещё будучи наследником престола, путешествуя по странам Европы посетил Италию, где побывал на площади Святого Петра. Судя по письмами Митрополиту Платону (придворный проповедник, законоучитель наследника императорского престола) Павел находился под сильнейшем впечатлением от увиденного.
Став императором Павел получил возможность реализации своих желаний. Закончив основные работы по своему замку, он приказывает срочно завершить постройку Исаакиевского собора, начатого при Екатерине II и в 1799 году объявляет конкурс на проект собора, который должен быть похож на главный храм католического мира.
В конкурсе выиграл Андрей Никифорович Воронихин. Есть мнения, что выиграл он конкурс благодаря тому, что являлся масоном (свои помогли). Но если посмотреть проекты, представленные другими архитекторами, то вариант Воронихина поинтереснее будет.
Собор Воронихина действительно имеет что общее с тем, что видел Павел-I:
Более того, Воронихин смог решить сложную задачу поставленную перед архитекторами. Невский проспект протягивается с запада на восток, у православных храмов вход должен располагаться на западе. Получается, что главный вход в храм, его парадная сторона, не может быть обращена к главной магистрали города.
Воронихин предлагает сделать сразу три парадных стороны. Колоннады по бокам храма, напоминающие храм в Ватикане, будут обращены на север и юг, а на западе он спроектировал площадь "для стоянки экипажей и разъездов". По бокам площади должны были стоять огромные гранитные статуи Павла и Петра, покровителей города.
Чтобы храм походил на древнеримское сооружение колонны и отделку было предложено выполнить из местного пудожского камня (известняковый туф), внешне напоминающий римский травертин. Капители колонны украсили коринфским ордером - один из трёх классических архитектурных ордеров (композиций) Древней Греции и Рима:
Проект Воронихина решал сразу все задачи: удовлетворял пожеланиям императора, парадно "смотрел" на Невский и не нарушал каноны православного храма.
Однако, увидеть храм императору было не суждено. 12 (24) марта 1801 года Павла убивают. На этом история создания Казанского собора могла закончится, поскольку начинания ушедших императоров часто не совпадали со взглядами приемника.
Строительство Казанского собора
О необходимости возведения большого собора на главной магистрали города перед Александром I мог ходатайствовать граф Александр Сергеевич Строганов, проект протеже которого был ранее одобрен покойным Павлом I.
На Невский проспект, действительно, напрашивался большой собор. Обветшавшая небольшая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с деревянным куполом уже не соответствовала облику главной улицы столицы. Видимо, поэтому Александр поддержал строительство нового храма.
Не исключено, что Александр, вовлеченный в заговор против отца, мог пойти на осуществление его мечты ища искупления.
27 августа (8 сентября) 1801 года, была произведена закладка Казанского собора. Управиться должны были за три года.
Куратором строительства был назначен граф Строгонов, он же тогда являлся президентом Академии художеств. Считается, что граф рассматривал строительство собора как главное дело своей жизни, которое обязательно прославит его имя.
Несмотря на то, что строительство началось с одобрения его величества, далее прослеживается холодность Александра к затее отца. Сначала Александр распорядился убрать из проекта колокольню и дома для клира, затем из проекта убирают южную колоннаду.
Почему так сложилось, можно только гадать. Возможно, Александр-I не готов был тратиться на столь дорогую стройку, т.к. в это время в России было начато несколько грандиозных проектов: строительство гужевых дорог, мостов, портов, каналов. К тому же, в Европе разгоралась война, в 1810 году стало понятно, что она может затронуть Россию.
Справка: итоговая стоимость Казанского собора казне обошлась в два раза больше от запланированной суммы. Для сравнения, такая же сумма была потрачена на строительство сразу двух каналов: Свирского и Мариинского (Мариинская водная система).
Возможно, именно схожесть с главным католическим собором стала причиной недостроя. Александр I придерживался политики религиозной веротерпимости, но никогда не забывал, что в первую очередь он православной веры. Именно при Александре из России будет изгнан католический орден иезуитов, в свое время получивший поддержку его отца Павла I, любителя разного рода орденов, а потом возьмутся за масонов.
А еще в 1809 году Александр I поднимает вопрос о перестройке спешно достроенного по приказу отца главного собора города – Исаакиевского, о нелепом виде которого по городу ходили шутливые стишки.
Освящение Казанского собора состоялось 15 (27) сентября 1811 года, сразу по окончанию основных строительных работ. Название "Казанский" собор получил от названия иконы Казанской божьей матери, хранившейся в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую разобрали в этом же году ко дню освящения нового собора.
Вскоре, 3 (15) октября 1811 года умирает покровитель стройки граф Строганов. Финансирование строительства прекращается. Следующие четыре года будут проводиться только отделочные работы внутри храма. Все случилось так быстро, что даже не доделали обработку фасадов алебастровым раствором, чтобы пудостский камень не подвергался выветриванию, в результате чего, уже к 1827 году собору потребовалась реставрация.
Незавершенный проект
В результате прекращения финансирования храм не был декорирован согласно проекту. Не были установлены бронзовые скульптуры на соборе и фигуры ангелов на пьедесталах по бокам колоннады, а также скульптуры в нишах у главного входа. До 1824 года на пьедесталах стояли гипсовые модели ангелов, но со временем они пришли в негодность и были сняты.
Обустройство западной площади было начато в мае 1811 года. Завершив в 1812 году возведение монументальной ограды по заключенным ранее договорам больше никаких работ по проекту Воронихина на площади не проводили.
Поскольку отказались от южной колоннады, не были возведены порталы на ее концах, которые должны были объединить собор, восточную (ограничена каналом) и западную площади в единый архитектурный ансамбль.
Пилоны для апостолов на концах ограды западной площади тоже остались пустыми. Заготовки для статуй были готовы, но с ними произошли неприятности во время транспортировки и их просто бросили.
Кстати, один из монолитов для апостолов лег в основу городского мифа о тотемном идоле и будоражит альтернативномыслящих и в наше время:
Со временем вид на западную площадь был застроен домами. В 1865 году на площади разбили сквер, который сейчас теряется среди домов.
В первоначальном проекте западная сторона собора тоже должна была иметь колоннаду, только прямую, она есть на плане 1810 года и на эскизах.
Четырехгранный обелиск, без которого площадь перед колоннадой не походила бы на площадь перед собором Святого Петра, можно увидеть на картинах того времени. По проекту он должен быть из мрамора, но сделали временный из дерева, отштукатурив под камень. Простоять такое сооружение долго не могло, вскоре его убрали.
Андрей Петрович Аплаксин, архитектор и историк русской архитектуры (1879 -1931), предположил, что обелиск могли не восстанавливать, поскольку он "не соответствовал канонам русской православной церкви". Обелиск, напоминающий Ватиканский, могли убрать намеренно после изгнания ордена иезуитов в 1820 году. На рисунке Анжело Тозелли 1821 года обелиска уже нет.
Во внутренней отделке собора тоже отошли от первоначального проекта. Например, не был создан центральный иконостас спроектированный Воронихиным. Роскошный серебряный иконостас появился только в 1836 году при Николае I (утерян в 1922 г.).
В феврале 1814 года умирает Воронихин, а через два месяца в соборе происходит происшествие: со свода упала штукатурка, площадью в 3,2 м2. К счастью, случилось это ночью, никто не пострадал.
Осмотр собора показал, что штукатурка (включая барельефы и лепку) требует срочной замены. Причиной происшествия стало спешное нанесение штукатурки на неполностью просохшие стены. В результате ремонтных работ собор потерял несколько барельефов и часть художественной лепки.
Позже архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора дополнят памятниками Кутузову и Барклаю де Толли, но к проекту Воронихина больше никогда не возвращались.
Еще пара статей касающихся Казанского собора: