Часто возникает вопрос, за что психоаналитик берет деньги, он же только сидит, слушает и иногда что-то говорит. Конечно, такое представление о работе аналитика не соответствует реальности и исходит из того, что профессия психоаналитика мало похожа на какие-либо другие. Например, всем понятно, что делает учитель, водитель или, допустим, парикмахер. Но что же делает психоаналитик?
Он, действительно, слушает, но это слушанье отличается от того, как вас слушает какой-либо другой человек (не-аналитик). Психоаналитик обращает внимание не только (а может и не столько) на то, что анализант говорит, а но то, как он говорит и какие бессознательные фантазии, мысли, влечения конфликты и т.п. стоят за сказанным.
Для этого психоаналитик использует собственный психический аппарат – этим и отличается его труд от других профессий, ведь собственная психика – это единственный инструмент, который есть у аналитика для работы.
Конечно, психоаналитик опирается и на определенную теоретическую базу, которой, кстати, обучился, скорее всего, за деньги (об этом чуть позже), но все-таки происходящее в терапии – это взаимодействие двух психик – анализанта и аналитика. В некотором роде аналитик даже предоставляет свое психическое пространство для чувств анализанта (в этом, можно сказать, и заключается контейнирование).
Чтобы это было возможно, психоаналитик должен внимательно отслеживать собственные чувства, отличать их от чувств анализанта и не привносить в анализ то, что не касается последнего. Аналитик становится способен это сделать за счет прохождения личного анализа (у другого специалиста, тоже за деньги), где исследует свое бессознательно и таким образом понимает свои травмы и непроработанные места. Это позволяет не мешать им в работе с анализантами.
Кроме того, эффективная работа возможна только тогда, когда специалист супервизирует свою практику. Т.е. обращается к более опытному коллеге за свежим взглядом на то, что происходит в терапии с анализантами. Психоаналитик описывает случай работы с тем или иным анализантом, безусловно, сохраняя конфиденциальность, индивидуально супервизору или группе коллег во главе с супервизором. Чаще всего специалисты ходят и на индивидуальные, и на групповые супервизии. И да, они тоже, как правило, небесплатны.
Ну и под конец следует сказать, что профессия психоаналитика подразумевает почти непрерывное обучение: в первую очередь это обучение методу (в моем случае, например была полуторагодовая программа переподготовки, но может быть и другой формат), это и различные курсы повышения квалификации, и множество семинаров и вебинаров, а также совместные с коллегами чтения психоаналитических трудов. Как вы уже догадались, они в большинстве своем тоже оплачиваются аналитиком.
Все эти вещи: личный анализ, супервизии, обучения, – не прихоть, а необходимость для хорошей работы психоаналитика, которая требует значительных ресурсов, как психических, так и материальных. Отсюда и складывается цена за сессию.
Автор: Мария Бобылева
Психолог, Психолог-психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru