Найти тему

Что, если клиент не «сопротивляется», а «хочет прояснить ситуацию»?

Проводил тренинг для команды, которая создает уникальную платформу для промышленных компаний на замену устаревшей процедуре тендеров. Говорили, естественно, о том, как вдохновить людей становиться пользователями этой платформы — по сути мы занимались сторителлингом в продажах.

Где-то в середине первого блока я задал вопрос:

— Поднимите руку те, кто прям ни дня не может прожить без работы с возражениями потенциального клиента.

Ответом мне был смех группы.

Автор: Артем Мушин-Македонский — заведующий кафедрой «Сторителлинг» Академии социальных технологий, консультант по развитию организаций с помощью историй, основатель Академии Historia.

Тогда я более серьезно спросил:

— Кому из вас хотя бы раз было некомфортно работать с возражениями?

На этот раз в воздух поднялись руки всех участников уже с куда более серьезным настроем.

Мы поговорили о том, какие ощущения возникают, когда работаешь с возражениями, — «Хочется стукнуть» было, пожалуй, самым точным описанием состояния человека в этой коммуникации.

В ответ я предложил коллегам вот какую мысль:

— А что, если мы с вами назовем возражения по-другому?

Я рассказал, что одна из самых вдохновляющих особенностей нарративной терапии, которой я вдохновляюсь в своей работе с историями, — это то, что в ней нет понятия «сопротивление». А если другой не «сопротивляется», то и терапевт не работает с сопротивлением — и это изменение языка меняет формат работы терапевта.

Коллеги задумались и потихоньку стали предлагать варианты: недоверие, сопротивление, сомнение. Я мягко показывал, что в этих словах тоже есть энергия отторжения.

Через минуту размышлений начали звучать совсем другие слова: уточнение, интерес, желание прояснить ситуацию, желание увидеть больше и даже вовлечение в разговор.

Я спросил:

— Как вам ощущения от разговора, если вы настроены не на волну «Клиент сопротивляется», а на волну «Клиент хочет прояснить ситуацию»? Что теперь хочется сделать с собеседником?

Ответом была прекрасная фраза

— Теперь хочется не сделать с ним что-то, а сделать для него – прояснить, помочь разобраться, подарить свой опыт.

Этот небольшой переход открыл для участников новый взгляд на продажи — теперь истории стали не инструментом продвижения своих интересов, а способом помочь другому увидеть ту красоту платформы, которую мы видим сами. Согласитесь, в таком подходе заниматься продажами гораздо приятнее, правда?

Мне кажется, что во многих областях коммуникации важно проделывать такое переименование:

  • сотрудник не саботирует изменения, а …;
  • клиент не возражает, а …;
  • участник тренинга не сопротивляется, а ...

Да, переименование не разрешит эту ситуацию. Но разрешит иначе вести себя и иначе разговаривать в этой ситуации — а это большой шаг к решению.