Изображение сгенерировано нейросетью «Шедеврум»
Есть наиизвестнейшая поговорка: "Хорошая мысля приходит опосля". Из неё следует простой логический вывод: чтобы получить качественный интеллектуальный результат, мозгу всегда нужно давать время на внутреннюю обработку информации и поиск решения.
А обычно как бывает? Вот три ситуации.
1. Блиц-опрос. Когда у кого-то на улице берут интервью, типа как он относится к вымиранию китов в Северной Гренландии или к полёту на Марс - отвечать надо сразу. И мозг извлекает из память какую-то информационную какатульку, которая там уже есть, и озвучивает её.
2. Совещание. Если их проводят тупо. Ставятся проблемы. И тут же просят предложить варианты действий. И прям тут же принять окончательные решения, что делать. При таком раскладе все варианты действий будут шаблонными, которые где-то услышаны и прочитаны.
А по уму так:
- сегодня - доклад;
- завтра - обсуждение;
- послезавтра - решение.
Не в один день. Чтобы было время на обработку информации мозгом. А не только автоматические ответы
Если не сразу с ходу давать рекомендации, а взять время на обработку, тогда качество этих самых рекомендаций неимоверно повысится. А если сразу и быстро - будут автоматические шаблонные ответы.
3. Экзамен. Тебе дали стандартные, заранее известные вопросы. Ты должен воспроизвести заранее прочитанные/прослушанные и заученные ответы. Здесь без вариантов.
Короче.
Социум приучает индивидов пользоваться мозгами в таком режиме:
- услышал - прочитал - запомнил;
- когда надо вспомнил;
- повторил - и чувствуешь себя умником.
При таком раскладе, ничего кроме того, что в мозг вложено, в нём не появится. Ничего нового, самобытного, оригинального.
А можно по-другому мозги использовать:
- без необходимости не читать, не засорять мозг мусором, не утомлять его обработкой ненужных информационных помоев;
- встал вопрос, который тебе житья не даёт, и на который ответа готового нет - только такие вопросы достойны того, чтобы ими заниматься;
- уяснил проблему - а главное отсутствие у неё решения;
- отложил в сторону, переключился на другое;
- появится спонтанная потребность в новой информации, что-то захочется найти-прочитать - найди и прочитай, это активизировавшийся мозг просит пищи для размышлений;
- прочитал, насытил мозг – опять отложил в сторону, переключился на другое;
- появились мысль – записал – потом как накопились мысли – в майнд-мэп или заметочник – опять отложил в сторону, переключился на другое;
- это может повторяться несколько раз;
- а потом - инсайт, в мозгах появится то, чего раньше там не было, и вообще нигде не было - творческое, самобытное и оригинальное решение вопроса/проблемы.
Когда у мозга требуют ответ "прям щас" - возможны только шаблонные мысли или копипаст чужого. Мозгу неоткуда взять сразу и тут, время нужно, чтобы добрать нового, переварить и сгенерить.
У большинства индивидов мозги - как картотека. Там есть карточки с информацией, которую они где-то когда-то слышали/читали. И когда появляется вопрос (на который существует готовый ответ) - они, образно говоря, достают карточку, и читают её. Это называется "экспертность".
Возможен другой вариант. Мозг это не картотека, а 8-ядерный процессор, с выходом на простор мирового Интернета. Когда появляется вопрос (на который нет готового ответа) - мозг добирает нужное из мирового Интернета, обрабатывает, структурирует, снова добирает, снова обрабатывает... и выдаёт решение, какого раньше не было, от слова совсем. Это называется "гениальность".
Кстати, по сравнению с работой раскрепощенного и натренированного мозга, мозговой штурм - это дрочботня.
Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru