Подходит к концу первая четверть и школьная жизнь идёт своим чередом. Предварительные оценки уже выставлены, классные руководители строят планы на осенние каникулы, а учителя-предметники назначают консультации по подготовке к ЕГЭ. И, как вы понимаете, никто Единый государственный экзамен отменять не планирует. По крайней мере, в ближайшие годы.
Почему? Во-первых, никто не может предложить хорошую альтернативу, которая бы устроила все стороны. А во-вторых, ни вузы, ни родители, да и сами школьники не готовы перейти на старый формат сдачи экзаменов.
Безусловно, есть и противники ЕГЭ, которые утверждают обратное, но давайте разбираться по порядку.
Почему в России не отменят ЕГЭ
Сторонники Единого государственного экзамена выделяют пять причин, которые влияют на решение чиновников не менять существующую форму итоговой аттестации.
- Стандартизация и объективность оценки. ЕГЭ позволяет установить единые стандарты для оценки знаний выпускников по всей стране. Например, бывший министр образования Андрей Фурсенко в своих интервью неоднократно подчёркивал, что ЕГЭ способствует созданию равных условий для поступления в вузы, независимо от региона проживания выпускников.
- Доступность высшего образования. С введением ЕГЭ поступление в вузы стало более доступным для студентов из отдалённых и сельских районов. Экзамен устраняет необходимость сдавать вступительные испытания в нескольких университетах, что экономит средства и время абитуриентов.
- Противодействие коррупции. Когда вступительные экзамены проводились непосредственно университетами, существовала высокая вероятность коррупционных схем. ЕГЭ, проводимый централизованно, уменьшает эту возможность.
- Постоянное совершенствование системы. Практически ежегодно в ЕГЭ вносятся изменения в содержание экзаменов и процедуры их проведения, что позволяет адаптировать экзамен к современным требованиям образования и рынка труда. Здесь, конечно, есть вопросы, но о них поговорим чуть позже.
- Поддержка со стороны вузов. Многие российские вузы поддерживают систему ЕГЭ, так как она упрощает процесс отбора студентов.
Мнение бывшего министра образования РФ
«В любой аудитории, где начинается обсуждение отмены ЕГЭ, я задаю один тот же вопрос: кто готов сейчас сдавать по окончании 11-го класса семь экзаменов? А потом ещё несколько для поступления в вуз? Как говорят учителя, "лес рук"», – сказала Ольга Васильева.
По её мнению, есть как минимум два нюанса, о которых многие забывают. Первый: справедливо ли ставить ребят, которые 10 лет готовились к сдаче ЕГЭ, перед фактом, что теперь всё будет по-новому? «Не вызовет ли это у них лишь больше стресса, за который так любят ругать ЕГЭ?».
Второй: если мы отказываемся от ЕГЭ и сдаём десяток выпускных экзаменов в своей школе, учителя с этим, скорее всего, справятся. Но что делать вузам, которым будет необходимо организовать приём экзаменов?» – сказала Васильева.
«Вузы уже почти два десятка лет не принимали вступительные экзамены, кроме творческих и дополнительных испытаний, в таком объёме. Готовы ли они принять этот вызов? Не получим ли мы систему, при которой поступить в вуз можно, лишь пройдя платные подготовительные курсы при нём? Не сократит ли это возможности абитуриента, ведь, скорее всего, вступительные экзамены в разных вузах по времени будут пересекаться», – пояснила президент РАО.
И знаете, я с ней полностью согласен. Я бы очень не хотел, чтобы моя дочь сдавала 5–7 предметов после Последнего звонка, а потом ещё 3–5 в вузе.
Возможные последствия после введения вузовских экзаменов
Но давайте представим, что ЕГЭ отменили и вузы, как и раньше, начали снова принимать вступительные экзамены. Такие меры будут иметь значительные последствия для всех участников образовательного процесса: вузов, выпускников школ, их родителей и учителей.
Последствия для вузов
Если вузы вернутся к проведению собственных вступительных испытаний, это приведёт к значительному увеличению нагрузки на их административный и преподавательский состав. Потребуются дополнительные ресурсы для разработки тестов, организации экзаменов и проверки работ.
Одной из причин введения ЕГЭ была необходимость борьбы с коррупцией. Вступительные экзамены, проводимые напрямую вузами, могут снова стать источником коррупционных схем, так как контроль за процессом будет менее централизованным и прозрачным.
Последствия для выпускников школ
Выпускникам придётся сдавать экзамены в каждом вузе, в который они захотят поступать. Это создаст неравные условия для абитуриентов из разных регионов, так как не все смогут позволить себе поездки в разные города для сдачи экзаменов.
Подготовка к нескольким вступительным экзаменам потребует больше времени и усилий, что увеличит психологическое напряжение и стресс среди выпускников. Это может негативно сказаться на их здоровье и мотивации.
Последствия для родителей
Родителям придётся нести дополнительные расходы на поездки в разные города для сдачи экзаменов их детьми, что не все семьи смогут себе позволить. Также увеличатся затраты на подготовку к каждому из экзаменов, включая дополнительные занятия и репетиторов.
Сдача экзаменов в нескольких вузах не гарантирует поступления, что увеличивает неопределённость и риск для семей. Родители будут вынуждены более тщательно планировать и выбирать стратегию поступления для своих детей.
Последствия для учителей
Учителям придётся адаптировать учебные программы под требования различных вузов, что может привести к перегрузке и необходимости частой смены методик преподавания.
В условиях высокой неопределённости и постоянных изменений требований у учителей может снизиться мотивация к работе, что скажется на качестве образования.
Безусловно, какие-то из последствий можно будет минимизировать на начальном этапе, но, в любом случае, перестраиваться придётся всем. А мне на сегодняшний день этого не хочется. А вы как считаете?
Пишите в комментариях, надо ли, по вашему мнению, отменять ЕГЭ в российских школах или нет.