Соседка, ей 58 лет, муниципальное жилье - трехкомнатную квартиру, получили с мужем в конце 80х. Муж у нее умер до приватизации, приватизировала в 1999 году в равных долях квартиру на себя и тогда малолетнюю дочь.
В 2016 году ее дочь вышла замуж, в 2017 году ребенка прописала сразу после рождения по месту своей регистрации. А муж дочери оставался прописан у своих родителей. Проживала ее дочь с мужем и ребенком на съемном жилье. С соседкой общалась хорошо, ребенка ей часто оставляли, во время ссор с мужем жила месяцами у матери.
В новогоднюю ночь 2022-2023 году дочь соседки погибла, автоавария, соседка была в плохом состоянии после этого и никакие вопросы не решала, только отдала зятю и его родителям денег на похороны уже после похорон. После этого с зятем общалась хорошо, опеку над ребенком оформил полностью ее зять, но ребенок проживал у соседки или его родителей. И вот это лето ребенок полностью жил у соседки, хотя у его родителей свой дом в черте города, и его родители не работают, а соседка работает и еще не на пенсии по возрасту.
Зять соседки, продолжая хорошо общаться, забрал ребенка в конце августа в дом своих родителей, брал у нее деньги на закупки к учебному году, в начале сентября завозил ребенка на выходные. Забирая ребенка вечером 15.09 около 22х часов вечера, зять соседки отдал ей несколько листов бумаг, ушел и с того времени не отвечает на ее попытки выйти на связь.
В бумагах копия свидетельства о праве на наследство 1/2 квартиры, прописано, что наследуют сам зять как вдовец и зять как представитель ребенка. То есть наследуют за дочерью соседки.
И остальные бумаги - это распечатка местных объявлений покупки-продажи жилья, как бы со средними ценами. И несколько листов, где просто от руки написали зять и его родители, что предлагают соседке два варианта:
- Или она выплачивает в срок до июля 2025 зятю 1, 5млн рублей за свою 1/2 долю квартиры, и остается единственной собственницей жилья и дачи.
- Или они выплачивают ей 800 тысяч, и она отказывается в пользу зятя от квартиры, съезжает жить на дачу и обустраивает дачу для проживания на 800 тысяч.
Также написано, что продать свою долю другим она не сможет, потому что нельзя так поступать с внуком. Что на нее будет написано заявление, потому что она препятствует проживанию собственников (зятя и внука) в квартире, и если будет подавать в суд, то половина квартиры будет продана другим людям.
Соседка проживанию внука не препятствует, а зять постоянно проживает в другом городе или на вахте, в этот город приезжает летом, весной, осенью и зимой на 3-4 недели, проживает эти недели у родителей, где зарегистрирован, ребенок там же зарегистрирован после оформления опекунства.
Дача у соседки есть, она стоит примерно 300-400 тысяч, но эта дача полностью в собственности соседки, муж и дочь соседки в документах на дачу не упоминаются, соседка купила дачу в 2015 году. Дача непригодна для зимнего проживания.
Сама соседка про наследование не знала, у нее был инсульт в январе 2023 года, и она пропустила похороны, лежа в больнице около месяца и будучи на больничном до начала марта 2023. Потом она лежала в санатории неврологического профиля более месяца летом 2023, также осенью 2023, зимой 2024 и весной 2024 лежала в местной больнице на отделении неврологии. И сейчас стоит на учете невролога по причине ишемии мозга и еще нескольких хронических заболеваний, связанных с постинсультным состоянием. В квитанциях на оплату коммунальных 2 собственника, это она видела, и примерно представляла, что после гибели ее дочери часть квартиры отошла ее внуку, но не вникала в это.
У нее инвалидность второй группы, рабочая, она работает и оформлена гардеробщицей и без оформления моет посуду в кафе. Ее доход вместе с пособиями не более 50 тысяч в месяц, из которых старается откладывать не менее 10 тысяч на внука. Пересылает родителям зятя на карты не менее 20 тысяч в те месяцы, когда не принимала у себя внука, также экономит на себе, чтобы что-то ему купить или вложиться совместно.
Соседка не против продать квартиру и купить себе однушку, оставшиеся отдав зятю, тем более это означает экономию на коммуналке. Квартира у нее сейчас в кирпичном доме, такие у нас стоят от 2, 8 млн, однушки в панельных можно купить от 1, 5 млн. Но она не успеет накопить еще 700 тысяч к июлю. С дачей расставаться не хочет, потому что много живет там летом и экономит на еде за счет дачи.
Может ли ее зять в самом деле запрашивать с нее большую сумму, чем предлагает сам? Может ли зять в самом деле продать свою долю другим людям, запрещая соседке продавать ее долю другим людям? Может ли соседка сейчас в обход зятя вступить в наследство за дочерью, предъявив документы, что находилась после смерти дочери на лечении, и повысить свою долю, чтобы ей хватило на покупку квартиры?
Судиться с зятем не хочет, боится что не будут давать общаться с внуком, находится в растерянности. Рассматривает для покупки квартиры в пригороде и ближайших деревнях, но ей нужно жилье в этом городе, потому что здесь и поликлиника, и больница.