Найти тему
Катехизис и Катарсис

Проект постисторического университета

Всем мы знаем, что такое университет. Нет, не в плане здания или объекта архитектуры, в котором разместилось высшее учебное заведение. Речь про сам "университет", как культурно-исторический проект и социальный институт. Если что, идея организовать среду, в которой одни умные дядьки будут делать из молодых раздолбаев других умных дядек появилась не сразу. История организаций, которые этим занимались, довольно древняя. А вот современный облик, который принял университет со всеми его парами, лекциями, семинарами – не очень. И принял он знакомые нам очертания лишь в начале XIX века в Берлине трудами Вильгельма фон Гумбольдта.

Модель Гумбольдта называется "исследовательским университетом" в соответствии с одним из двух базовых принципов этой модели. Первый принцип – свобода преподавания и свобода обучения. Второй – единство преподавания и исследования. То есть у университета, как у типичного героя мальчикового аниме, есть цель. Не только конкретная, связанная с обучением специалистов. Но и ценностнная, связанная с вовлечением молодых дарований в определенную схему поведения, которую дает им этот самый университет.

Берлинский университет Гумбольдта
Берлинский университет Гумбольдта

Самым простым примером могут послужить общие компетенции, которым человек должен обучиться на выходе из университета. То, что в рабочих программах дисциплин скрывается под кодовыми "ОНК-1" или "ОК-2" – это умения вести исследование, критически мыслить, грамотно воспринимать информацию и так далее. Казалось бы, всем этим штукам должны учить в еще школах, но школа – место совершенно иное. В ней вести научное исследование не научишь. А в университете вполне.

Но даже так объяснение получается слишком простым. Концепт "университета", как социального института, предполагает, что на выходе у нас получится человек, приобщенный не только к ценностям образования и науки, но также к определенным социальным установкам. Если попытаться выделить наиболее важные, то это будут:

1. Идея разума. Буквальное воплощение фразы "знание – сила". Понимание того, что разум – это та мера, которой подвластно все сущее. Мысли правильно и не будешь мыслить неправильно. Ауф!

2. Идея культуры. Культура тут имеется в виду не в смысле культуры поведения, а в смысле культуры самодостаточности. Если университет постулируется, как "храм науки", то на выходе из него ты будешь таким же крутым и независимым, как саму наука. С поправкой на ценнности и идеалы уже вполне конкретной культуры твоего народа или страны, в которой ты посещаешь универ.

3. Идея совершенства. По сути, упрощенная версия фразы "где родился – там и пригодился". Идеал университета XIX века – это самодостаточное и сверхразумное учреждение, которое может существовать само в себе без необходимости обращаться за помощью куда-то еще.

Здание МГУ в начале XIX
Здание МГУ в начале XIX

Как несложно догадаться, реалии XX-XXI веков ставят этот чудесный образ университета под сомнение. И дело даже не в том, что национальный и локальный характер университета теряет свой вес ввиду глобализации. Все просто понимают, что в реалиях государственного механизма университет – это лишь очередной винтик в бюрократической системе, зависимый от множества неподвластных ему схем и решений. О каких независимости, свободе и совершенстве может идти речь?

Нет, тут можно разумно возразить, что высшие учебные заведения в реальности всегда спонсировались кем-то из уважаемых людей или напрямую государством. Но здесь имеется в виду то, что раньше, до появления "Госуслуг" и стройных систем всеобщего народного просвещения университет был чем-то сакральным и более весомым. Сейчас это способ обеспечить свою жизнь, найти квалификацию или заняться любимым делом, а вот раньше [
вставить неразборчивое кряхтение дедов].

Именно об этом кризисе – кризисе ценностей и идеологии – писал в свое время канадский исследователь Билл Ридингс в попытке дать ответ: "
а что делать дальше?" Как обычно бывает с интеллектуальными конструктами, проект "постисторического университета", который предложил Ридингс, нельзя потрогать и ощутить. Скорее это очередной идеал, черты которого было бы круто применить на практике. Тем более, что хуже уже не будет. Все равно своей основной функции – укрепление национальной культуры через стройную идеологию – университеты не выполняют.

"Постисторический университет" – такое же детище новейших осмыслений прошлого и настоящего, как и все прочие. Основной постулат, который способен, по мнению Ридингса, спасти систему высшего образования – это отказ от глобальной идеи. Вообще. От любой.

-3

На практике это будет означать сотрясение всех возможных основ управления и обустройства науки в целом. Ведь с одной стороны университет стоит освободить от административных механизмов контроля со стороны государства. С другой – избавиться от абстрактной идеи любой науки искать в университете (как центре исследований) истину, которую каждый уважающий себя ученый должен так-то искать. С третьей – так и вообще забить болт на единообразие в культурной, социальной или политической системе.

Чтобы приспособиться к новым реалиям, когда наука уже не кажется простому человеку Святым Граалем, университет должен действовать соответственно и перестать цепляться за заявленные главнюками "миссии" и "ценности". Всего основных есть шесть советов, что дают любители "постисторического университета" простым смертным:
слыш, критическая междисциплинарность – никакого образца и идеала для ученого не надо, пусть работает в пространстве неопределенности; это даст пространство для реализации творческого подхода, который в науке необходим;
слыш, коллективный самоанализ – прокоммуницировал с другими науками? теперь обдумай все, что успел узнать и обсуди это еще раз;
слыш, обновление целей – откажись от долгосрочного стратегического планирования и скажи бюрократам, чтоб не требовали от университета результатов здесь и сейчас;
слыш, подвижность границ – университету нужны лишь те ученые, чей профиль нужен в данный конкретный момент для решения конкретных задач, поставленных перед страной или нацией;
слыш, вовлеченность – не сиди взаперти, а общайся с другими социальными институтами, потому что они настолько же важны для общества, как и ты
слыш, коммуникативная терпимость – если тебе не нравится какой-то подход к науке и образованию, отличный от твоего – стерпи и попробуй пообщаться с ними, может получиться что-то интересное.

Если быть совсем откровенным, то даже эти принципы являются серьезным упрощением гораздо более сложных и непонятных моделей постисторического университета, с которыми работали и продолжают работать западные ученые. Образ, который они строят, очень далек от реальности и сам концепт университета, предполагающий смену формата, довольно трудно вообразить.

Что почитать?
1. Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2010.
2. Барнетт Р. Осмысление университета. Минск, 2013.

Бои за Историю