Татьяна не верила сплетням и всё ждала, что Николай – муж её, вернётся. Василина – свекровь, забрала невестку с хутора в станицу и отправила работать в полеводческую колхозную бригаду.
Глава 82 (2)
Татьяна, сестра Фроси, сбежавшая когда-то из дома от матери, жила в большой станице Темижбекской. В первые годы ей было всё непривычно. В степной станице топили печи кизяком (сухие кирпичи из навоза), выращивали помидоры и сеяли баштан (бахчу). Воду пили из колодцев, потому что в реке вода была всегда грязная и мутная.
А ещё здесь не было сверкающих под солнцем гор. Выйдешь за станицу, а земля ровная, гладкая до самого горизонта. Кое-где глаз зацепится за деревце.
Часто и подолгу дули сильные ветры, которые называли пыльными бурями. В такие дни станица была окутана пылью, на зубах скрипел песок. В ветреные дни у Татьяны сильно болела голова. И она вспоминала всегда свою мать, Таисию. Её методы воспитания и только кивала сама себе головой. Она часто плакала, но никому об этом не рассказывала. Свекровь со своей мамкой и тётушкой хорошо заботились о Танечке и детках.
Здесь никто молодую женщину не ругал и не проклинал. А когда узнали, что Танюшку хотят украсть, сразу отправили на хутор, спрятали её и детей от преступников. Но молодая женщина скучала по своей родной станице, по сёстрам, брату и по матери. Какой бы странной и злой не была Таисия, но Татьяна её любила. Любила и хотела бы помогать.
С хутора она уехала после голода в 1934 году. Работала в колхозе. Дети росли со свекровью, которая за эти годы сильно сдала, но держалась. Теперь уже не часто, ездила на рынок. Продавала по мелочи: яйца, зелень, фрукты из своего садочка. Но какую никакую копейку зарабатывала и покупала внукам обновки.
Ванюшка с Тоней бабушку очень любили. Особенно Тоня. Она спала с бабушкой на кровати и устраивала истерики, если её пытались уложить отдельно.
Муж Татьяны пропал в голод. Поехали зимой 33-го года на пруд, совсем недалеко. Поехали втроём на санях, запряженных лошадью. Лошадь с санями вернулась без седоков. А зима была страшенная. Волки под окнами на окраинах станицы выли. Ветрище дул, не переставая весь февраль. Сугробы выше головы у посадок и камышей надуло. Ехать искать пропавших никто не решился. Так и сгинули три молодых мужчины, пропали без следов.
Одни говорили, что волки их съели, другие предполагали, что провалились рыбаки в промоину один за другим, а третьи и того хуже, придумали, что попались они в руки бандитов и стали мясом.
Начало здесь
Предыдущая часть здесь
Татьяна не верила сплетням и всё ждала, что Николай – муж её, вернётся. Василина – свекровь, забрала невестку с хутора в станицу и отправила работать в полеводческую колхозную бригаду.
- Иди, Таня, работай. Стаж заработаешь, пенсию будешь получать, да среди людей будешь. Может, узнаешь что-то о Коле нашем. Мало ли, вдруг кто проболтается. Хоть знать будем, где косточки его лежат.
- Не надо, мама! Не расстраивайтесь. На работу я выйду. Засиделась дома. Спасибо, что позволяете.
- А куда деваться, милая моя?! Жизнь проходит. Говорят, что и колхозникам скоро пенсию будут давать. Рабочим уже дают.
(Пенсии колхозникам стали выдавать только в 1956 году. Всего 12 рублей. И почти через 20 лет в 1973 году размер колхозной пенсии увеличили до 20 р.)
- Мама, откуда Вы всё знаете?
- Да, как откуда? С рынка. Там постоянно все новости обсуждаются, - ответила Василина и улыбнулась.