В середине октября завершается приём заявок на новый сезон «Сириус.ИИ». Это проектная программа, в рамках которой школьники выбирают тему, актуальную для науки или бизнеса, объединяются в команды и работают над задачей.
Получить нужные навыки во время работы над проектом ребятам помогают наставники — специалисты постарше, часто имеющие за плечами опыт участия в таких программах.
Даниил Мироманов и Касымхан Хубиев учатся на втором курсе магистратуры Университета «Сириус». Впервые они стали наставниками прошлой осенью, и за прошедший год их просто накрыло волной проектной деятельности: два запуска «Сириус.ИИ», «Глобальные большие вызовы», направление «Большие данные» на «Больших вызовах». Сейчас ребята готовятся принять участие в третьем запуске «Сириус.ИИ».
Поговорили с Даниилом и Касымханом о том, что мотивирует их работать со школьниками, насколько сильно чувствуется разница в возрасте и на какие качества нужно смотреть при отборе участников программы.
Идеальный старт
— Расскажите немного о себе. Где вы родились, учились?
Даниил: Я родом из Костромы, окончил там школу, а потом поступил в Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова на математический факультет. На 4-м курсе узнал про Университет «Сириус» и поступил в магистратуру на направление «Финансовая математика и финансовые технологии».
Касымхан: Я родился в Казахстане, городе Алматы. В 15 лет переехал в Новосибирск, окончил физико-математическую школу при госуниверситете (СУНЦ НГУ), а потом поступил на физический факультет в НГУ. Сейчас учусь в той же магистратуре, что и Даниил.
— Вы участвовали в проектных программах, когда были школьниками?
Д: К сожалению, нет. В школе я даже не знал про то, что мероприятия подобного рода существуют.
К: Я участвовал в командных соревнованиях по робототехнике, когда учился в НИШ (Назарбаев Интеллектуальной школе). Уже в СУНЦ НГУ получил по результатам проектной работы патент на полезную модель гальванической электростанции.
— Опыт участия в проектной программе важен для наставника?
К: Важен, потому что в этом случае лучше понимаешь, как чувствуют себя ребята. С другой стороны, время идёт, участники программ решают уже другие задачи, и иногда не мы их учим чему-то, а они нас.
— За последний год вы активно занялись наставничеством на проектных программах. В чём ваша мотивация?
К: Хотелось, в первую очередь, испытать себя в роли менторов и прокачать гибкие навыки. Все ребята интересные, с разным бэкграундом и знаниями, и к каждому нужно найти свой подход, чтобы достичь наилучшего результата.
Ещё нравится, как за время программы мы становимся друзьями с участниками, проходя вместе большой путь. В такие моменты я всегда вспоминаю свои школьные годы, и на душе становится теплее.
Д: Меня мотивирует передача знаний и опыта, всегда хочется дать детям как можно больше. Очень тепло на душе, когда понимаешь, что действительно получилось чему-то научить ребят. Приятно видеть, что некоторые загораются новой областью, в такие моменты понимаешь, что, возможно, эта цепочка обстоятельств может определить дальнейшую карьерную судьбу человека.
Школьники-предприниматели
— Между вами и ребятами с проектных программ несколько лет разницы. Вы её ощущаете?
Д: Не очень сильно, но всегда удивляешься, как много ребята уже знают о современных технологиях. В восьмом классе я программировал только на паскале, а тут школьники того же возраста создают комплексные приложения, которые требуют определённого набора умений. И среди участников даже есть те, кто открывает фриланс-компании. Я не шучу. На одну из программ попал школьник, создавший компанию по разработке сайтов под заказ, сейчас в ней около 20 разработчиков.
Многих ребят объединяет то, что они очень быстро схватывают что-то новое, они все разносторонние и достаточно эрудированные.
К: Для меня разница не такая существенная, она не мешает дружить и поддерживать связь после программы.
— На какие качества школьника вы обращаете внимание во время собеседования и отбора?
Д: Пытаемся понять, насколько ученик мотивирован, обычно это видно сразу. Ещё важно, как он общается, поддерживает диалог на собеседовании. Из этого можно понять, насколько школьник вообще расположен к другим людям и будет ли ему комфортно работать в команде.
К: Как и в жизни, здесь имеет значение умение себя правильно подать. Бывает, что ребята сделали действительно хорошее решение, но не могут презентовать его должным образом или рассказывают о нём так, будто их заставили. А бывает, когда у школьников горят глаза, видно, что работа их энергетически подпитывает.
— Чем занимаются наставники на проектных программах?
Д: Сопровождают проект. Наставники всегда готовы прийти на выручку ребятам, если у них есть какие-то вопросы. Мы выступаем в роли тимлидов: помогаем участникам двигаться в нужную сторону, не даём зайти в тупик.
К: На коротких программах, которые длятся несколько дней, мы делаем с ребятами разбор полётов каждое утро: определяем пул задач, распределяем их между участниками. И дальше ребята с головой погружаются в работу, а мы за этим следим.
— От чего во время программ вы получаете больше всего удовольствия?
К: От наблюдения за ребятами. Как они ищут решение, как эмоционально реагируют, когда многое получается. Сам получаешь яркий всплеск эмоций в этих случаях.
Д: Мне тоже нравится наблюдать за процессом, когда ребята генерируют много интересных идей для решения своих задач.
К: Важно понимать, что участники программ решают не какие-то абстрактные или тренировочные задачи, которые можно встретить в любом учебнике по программированию. Это кейсы, взятые из индустрии, реальной науки, но чуть упрощённые, чтобы их можно было осилить даже в рамках трёх- или пятидневного интенсива.
Потом видишь, как ребята применяют полученные знания уже на других проектах, соревнованиях, хакатонах, занимают призовые места, и становится очень приятно. Думаю, в этих успехах есть и доля наших усилий.
Не бояться вызовов
— Задачки какого рода приходится решать ребятам на программах? Приведите пример проекта от Университета «Сириус».
Д: Расскажу о последнем кейсе с «Больших вызовов», который мы курировали совместно с коллегами из Банка России. Перед ребятами стояла задача обнаружения дропперов. Это такие подставные лица, обычно очень доверчивые, которых обманом задействуют в нелегальных схемах по выводу средств через свои банковские карты. Ребята разрабатывали два мини-проекта в одном. Во-первых, создали чат-бота, который помогал определить сомнительные вакансии на сайтах поиска работы: в них могли предложить перевести через банковскую карту деньги за скромное вознаграждение. Во-вторых, Центробанк предоставил анонимные данные по транзакциям, и ребята сделали модель, которая выявляла подозрительные транзакции. Один человек из команды усиленно занимался информационной безопасностью, поставив на сайт и чат-бот серьёзную защиту от DDoS и brute-force атак. Проект получился очень комплексный и интересный.
— У вас самих был перед глазами пример наставника, на которого вы бы равнялись?
К: Таких людей было двое, оба преподавали в СУНЦ НГУ. Один — профессор по физике Борис Григорьевич Вайнер, он дал мне нужную мотивацию для поступления на физфак. Другой — профессор по математике Михаил Георгиевич Пащенко, очень позитивный и умный человек. Запомнилось, что на их семинарах всегда было радостно, хотя задачки попадались такие сложные, что мы могли решать их несколько дней или даже неделю. Несмотря на учебные нагрузки, они умели вести занятия так, что интерес к ним не пропадал.
Д: За годы школьной и студенческой жизни я к сожалению так и не встретил наставника, на которого хотел бы равняться. Но мне всегда нравилось смотреть онлайн-лекции преподавателей со всего мира. Одни из самых запоминающихся — лекции профессора МГУ Станислава Валерьевича Шапошникова. Они были структурированными — самое то для увлекательного погружения в математику. Эти лекции сильно помогли как при обучении, так и в преподавании.
— Какой совет вы бы дали ребятам, которые ещё не участвовали в проектных программах?
К: Расскажу одну личную историю. Я только поступил в СУНЦ НГУ и попал на приветственную встречу с успешными выпускниками.
И нам тогда сказали так: дальше может быть очень трудно, но важно не бояться принимать вызовы — даже если кажется, что вы не справитесь.
Поэтому хочу посоветовать ребятам не бояться вызовов и идти вперёд с высоко поднятой головой. Упорство, труд и любознательность всегда воздадутся.
Изучить теорию, необходимую для участия в проектных программах, школьники могут на Сириус.Курсах. На странице «Навигатора “Сириуса” по искусственному интеллекту» ребята выстраивают собственную траекторию обучения и проходят 19 бесплатных онлайн-курсов, которые позволяют им погрузиться в мир ИИ, получить востребованные знания и навыки.