КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
Часть 7. КРЕПОСТНОЙ ГОРОД (продолжение)
ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЧАСОВНЯ
Снова о церквях
Двигаясь вдоль заборов в незнакомом городе, трудно догадаться, что они скрывают, и когда кончается один и начинается другой. Забор, начавшийся на улице Мануильского, продолжает тянуться и по Ленинградской улице, к которой она выводит. Зато на повороте, наконец, появляется историческое здание из красного кирпича. Уже познакомившись с историей города, нетрудно определить время постройки – явно николаевская эпоха! Однако это уже не госпитальная постройка, а Дом пастора лютеранской церкви. Значит, где-то рядом нужно искать протестантскую церковь.
Но, даже имея подсказку в виде пасторского дома, её трудно узнать в расположенном рядом здании с многоколонным портиком. Оно, скорее, похоже на Дом культуры, только выглядит безжизненно и снова находится за забором. Пока «Усадьба Лазарева» по пути была объектом внимания, забор госпиталя незаметно сменился забором предприятия «Водоканал». На его территории и оказалась бывшая лютеранская церковь Кронштадта. А история её уводит к первым дням жизни на острове Котлин.
Главные православные церкви Кронштадта, Андреевская (1717) для всего населения острова, морская Богоявленская (1731) и гарнизонная Владимирская (1730), стали появляться только после того, как Пётр 1 определился с направлением развития островного города. Но не могло же не быть церквей до этого? Ведь здесь уже с 1704 года располагался гарнизон крепостных укреплений, а с 1712 сюда прибыли строители гаваней. Конечно, как только на острове появились люди, здесь стали возводиться церкви. Первую островную церковь для гарнизона Кронштадта срубили на Олонецкой верфи. Для неё, по легенде, и была написана в 1703 году икона Владимирской Божьей матери, ставшая в дальнейшем святыней Владимирского храма. Но эта церковь была православной, а на острове с первых дней обосновались иноземцы разных профессий, нанятые Петром 1 в Европе для работы в новой России. Без церкви в то время люди не мыслили своего существования. И следом за православной в Кронштадте появляется лютеранская церковь. Она была построена по инициативе адмирала Корнелия Крюйса (1655-1727), назначенного русским царём первым командующим Балтийского флота.
К тому времени, когда 43-летний норвежец Крюйс прибыл по приглашению Петра 1 на службу в Россию (1698), за его плечами был опыт бывалого моряка, обошедшего на кораблях весь мир, а также опыт управленца на службе в Адмиралтействе Амстердама. Предложение от русского царя было щедрым и поступило как раз вовремя: у Крюйса на службе начались неприятности, и ему грозило сокращение (в 17 веке в Европе, оказывается, тоже боялись сокращений!) Пётр 1 пообещал должность вице-адмирала и положил оклад раза в 4 больше, чем в Голландии! Крюйс немного посомневался – всё-таки «диким востоком» была эта далёкая Россия, но недолго, и предложение принял. В России Крюйс успел отличиться на верфях в Воронеже, навести порядок в Архангельске, участвовал в переговорах с турками, и Пётр смело отдал ему в подчинение новоявленный Балтийский флот. Под его командованием в 1705 году было отражено нападение шведской флотилии и пресечены попытки шведов войти в Неву.
К тому времени, когда 43-летний норвежец Крюйс прибыл по приглашению Петра 1 на службу в Россию (1698), за его плечами был опыт бывалого моряка, обошедшего на кораблях весь мир, а также опыт управленца на службе в Адмиралтействе Амстердама. Предложение от русского царя было щедрым и поступило как раз вовремя: у Крюйса на службе начались неприятности, и ему грозило сокращение (в 17 веке в Европе, оказывается, тоже боялись сокращений!) Пётр 1 пообещал должность вице-адмирала и положил оклад раза в 4 больше, чем в Голландии! Крюйс немного посомневался – всё-таки «диким востоком» была эта далёкая Россия, но недолго, и предложение принял. В России Крюйс успел отличиться на вервях в Воронеже, навести порядок в Архангельске, участвовал в переговорах с турками, и Пётр смело отдал ему в подчинение новоявленный Балтийский флот. Под его командованием в 1705 году было отражено нападение шведской флотилии и пресечены попытки шведов войти в Неву.
После этих боевых заслуг Крюйсу было поручено руководство строительством стратегических объектов на острове Котлин и жилья для новых его обитателей. Впрочем, когда в своей деятельности Крюйс допустил ошибки, он не избежал наказания, несмотря на свои прежние достижения. В 1713 году русская флотилия под его командованием упустила преследуемые корабли врага, а пара наших кораблей села на мель. За это Крюйса отправили в ссылку, по возвращении из которой он был назначен… президентом Адмиралтейств-коллегии. Петру нужны были грамотные специалисты, и заслуги голландца оказались в приоритете!
Россия для Крюйса стала новой родиной, как и для многих прибывших сюда на службу иностранцев. Родину поменять оказалось не сложно – русский царь щедро платил, а вот веру иностранцы менять не торопились. К тому же, Пётр 1 не настаивал и позволял создавать иностранцам свои церкви. И Крюйс решил поставить в строящемся городе церковь для единоверцев.
История лютеранских церквей
Первая деревянная лютеранская церковь появилась на острове Котлин к 1710 году, но уже в 1730-х годах была уничтожена пожаром. Новая церковь была построена в царствование Елизаветы Петровны. На сей раз инициатором её создания стал ещё один выдающийся иностранец – Иоганн Люберас. Он занимался строительством доков в Кронштадте. Новую церковь освятили во имя святой Елизаветы. Верующим всё равно, а Елизавете Петровне приятно! Но и эта церковь сгорела в 30-х годах уже следующего столетия.
Со строительством очередной лютеранской церкви (1836, арх. Э. Анерт) на этот раз не тянули. Тут уже Николай 1 помог – и деньги, и участок выделил. Стояла новая каменная церковь у Петербургских ворот крепостной стены, недалеко от Богоявленской православной церкви. Посвящение Елизавете сохранилось. Приход состоял в основном из немцев и латышей. Ко времени появления этой церкви иностранцев на острове не убавилось. Наоборот! После того, как Эстляндия в конце 18 века вошла в состав Российской империи, в Кронштадт прибыло много эстонцев, и в Елизаветинской церкви вскоре стало тесно. Во 2-й половине 19 века эстонцы стали заявлять о своих правах и требовали собственную церковь. И рядом с Елизаветинской построили ещё одну лютеранскую церковь – кирху Святого Николая. Её приход состоял из эстонцев, финнов и шведов. Высокий шпиль кирхи, размещённый над главным входом, уравновешивался широким куполом Елизаветинской церкви, помещённым над алтарём. Дополняя друг друга, две церкви рядом выглядели очень эффектно.
После революции в 1925 году Елизаветинскую церковь закрыли по «уважительной» причине: приход распался. Оставшихся лютеран перевели в соседнюю кирху святого Николая, но и её закрыли на следующий год по той же причине. Новые власти озадачились, как использовать постройки, да так, чтобы они о своём былом назначении не напоминали. Елизаветинская церковь после снятия креста пригодилась. Её приспособили поначалу под клуб, и тем самым здание удалось сохранить. А вот соседней кирхе святого Николая с её высоким шпилем и окнами по всей высоте постройки применения не нашли и безжалостно отправили её под снос.
Часовня «Спас на водах» под боком у лютеранских церквей
История лютеранских церквей в Кронштадте могла бы совсем затеряться, если бы не сохранившийся Дом пастора. Память об утраченной православной церкви хранит небольшая часовенка, расположенная чуть поодаль от бывшей Елизаветинской церкви. Сегодня эти два здания разделяет Ленинградская улица, и они безмолвно взирают друг на друга, храня тайны былых времён. А прежде между ними была ещё и крепостная стена.
Часовня появилась в середине 19 века. Когда после падения шпиля Богоявленской церкви, стоявшей недалеко отсюда (на нынешней улице Мануильского), встал вопрос о строительстве нового храма, неравнодушный житель Кронштадта, местный купец Ивана Осетров, на собственные средства поставил небольшую деревянную часовню, рассчитывая собрать в ней пожертвования на восстановление разрушенной Богоявленской церкви. Место выбрал бойкое – прямо перед Петербургскими воротами, на берегу, к которому причаливали столичные пароходы. Однако, устанавливая часовню у восточных ворот, от традиционной ориентации в пространстве, с алтарем на востоке, пришлось отказаться!
Когда было решено строить в Кронштадте новый Морской собор и вновь был организован сбор средств, старую часовню привели в порядок и перенесли на въезд в город с другой стороны, поставили у Кронштадтских ворот. А на её месте в 1903 году построили новую каменную часовню. Её открытие было приурочено к 200-летию Кронштадта, а автором проекта стал Василий Косяков, который уже начал работы по возведению нового Морского собора на Якорной площади. Стало ясно, что восстанавливать в камне Богоявленскую церковь не будут. Так что часовенка оказалась, своего рода, прощанием с церковью, задуманной ещё Петром 1!
Зато часовенка стала миниатюрным архитектурным шедевром. Лёгкая, изящная постройка с шатровой башенкой и возвышающейся над ней маковкой с крестом облицована гранитом и украшена ажурной резьбой по камню и майоликовой мозаикой в нежно-голубых тонах. Эти вставки с четырёх сторон отражают название маленькой церкви. Она посвящена «Спасу на водах». В Библии немало описано сцен хождения Иисуса по воде и чудесного спасения на море. Очевидно, что эта тема для островного города моряков была очень актуальна!
Не удивительно, что с приходом советской власти служба в часовне прекратилась. Удивительно, что часовня вообще сохранилась! Она стояла заброшенной весь 20 век и медленно разрушалась. А когда с размахом отмечали 300-летие Кронштадта, город получил немало подарков. В их числе – восстановленная часовня «Спаса на водах». Правда, похоже, она до сих пор остаётся на правах «городского сувенира» – церкви не передана, для осмотра закрыта. Внутри даже электричества нет. Что происходит с безжизненными зданиями, хорошо известно! Как бы и нынешнее столетие не сделало часовню ненужной!
Сегодня перед часовенкой ещё можно обнаружить остатки крепостной стены, с другой стороны которой тоже стоит постройка. Это высокое здание напротив Елизаветинской церкви удивительно перекликается с ней в архитектурном плане, но возвышающаяся над портиком башня, похожая на колокольню, делает именно его похожим на церковь. Однако это сооружение, не только не имело к церкви никакого отношения, но и возводилось сугубо в технических целях, когда в Кронштадте началось совершенствование водопроводной системы. Гуляя по городу, непременно нужно дойти до этой Водопроводной башни и познакомится с увлекательной историей кронштадтского водопровода.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!