КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
Часть 6. ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ КРОНШТАДТА
Андреевский собор – главный кронштадтский храм
Церкви на Руси повсеместно создавались для сообществ людей, объединённых общим делом или местом. Морская церковь в морском городе должна была появиться в первые годы его существования, тогда, когда остров Котлин стал местом стоянки российского флота. Но история кронштадтского Морского Никольского собора на Якорной площади началась лишь в 20 веке! Как могло такое случиться в городе моряков, рождённом в 1704 году?
История памятников, дошедших до нашего времени, часто гораздо старше сохранившихся построек. Примеры в Петербурге на каждом шагу: Исаакиевский собор перестраивался 4 раза, Адмиралтейство – минимум 3, и даже первый железнодорожный вокзал (нынешний Витебский) менее чем за 100 лет трижды менял свой облик. Можно было бы предположить, что и Морской собор был построен взамен бывшей обветшавшей церкви. Но, познакомившись с историей Якорной площади, местом хранения якорей, становится очевидно, что это не так. А потому, если и была в Кронштадте морская церковь, то искать её следы надо явно в другом месте. Для этого снова стоит вернуться к истокам и разобраться, для кого нужны были церкви, где и когда они появлялись и можно ли их отыскать в современном Кронштадте.
Всё-таки первоначально Кронштадт создавался как крепость на море. Потом к его берегам были поставлены корабли зарождающегося российского флота и началось строительство гаваней. Кто же был в приоритете – первые военные, моряки или строители? Пётр не стал выбирать, и в 1718 году в Кронштадте появилась первая деревянная православная церковь для всего населения острова. Она находилась между Губернскими домами, протянувшимися вдоль кронштадтских гаваней. Пётр посвятил её святому Андрею Первозванному, сделав его покровителем российского флота.
Будущий апостол Андрей был рыбак. Он стал первым учеником Иисуса Христа и следовал за ним во время мирской жизни Спасителя, а после чудесного его Воскресения и сошествия Святого Духа на пятидесятый день, вместе с другими апостолами Андрей Первозванный отправился нести слово Учителя по миру. Русская Православная церковь считает его первым христианским проповедником на Руси. Мученическую смерть за веру апостол принял в греческом городе Патры от царя язычника Эгеата. По его приказанию он был распят на косом кресте. Но и с креста апостол не переставал разъяснять основы Христианского учения собравшимся вокруг горожанам. Вняв его словам, люди потребовали снять апостола с креста, но Андрей Первозванный обратился с молитвой к Господу даровать ему смерть на кресте, и его не смогли уже отвязать от него. Сияние Божественного света осветило крест и распятого на нём мученика.
Апостол был первый, кто принёс Слово Божье на Русь. К тому же, его, наряду со святым Николаем, почитали как покровителя рыбаков и моряков. Пётр поставил на Балтике первые военные корабли России. Косой крест, на котором был распят Андрей Первозванный, Пётр повелел разместить на кормовых флагах и сделал его символом российского флота. А потому и первую церковь в морском городе он освятил во имя этого святого.
Сразу после окончания Северной войны церковь по инициативе Петра получила статус собора и стала главным храмом Кронштадта. Однако судьба её оказалась непростой! Уже ко временам правления Елизаветы Петровны деревянный Андреевский собор сильно обветшал. Его велено было разобрать, а службу временно перевести в домовую церковь Губернских домов, пока не будет построено новое здание для главного кронштадтского храма. Но ему ещё долго не суждено было появиться. Когда к концу 18 столетия для городского купеческого сообщества в Кронштадте построили Успенскую церковь, туда перевели службу Андреевского храма. И Успенскую церковь вскоре стали называть Андреевской.
Наконец, к 100-летию основания главной кронштадтской церкви в 1817 году было достроено и освящено новое здание Андреевского собора. Новый каменный храм располагался недалеко от старой Успенской церкви, которую вскоре разобрали за ветхостью. К сожалению, Андреевский собор тоже не сохранился, но место, на котором он стоял, получило название Андреевский сквер. Рассказ о судьбе главного храма Кронштадта – в своё время.
Богоявленская церковь для моряков
«Парадный морской фасад» Кронштадта возводился для лучших людей России, которые были присланы в строящийся город со всех губерний. Но ещё до начала реализации этой не самой лучшей петровской идеи здесь уже обитали первые жители – строители, моряки, рыбаки и купцы. Как обычно, селились слободами, по сословиям и роду занятий. Нашли себе место и моряки. Надо отметить, не худшее! Морская слобода находилась в восточной части города, в узкой оконечности острова. Причём место было возвышенное, а потому самое комфортное для проживания! Здесь и стояли простые дома рыбаков, шкиперов и лоцманов. Отделялся район от скобы Парадного морского фасада лесом, так что жили довольно обособленно. Развернув на острове бурную деятельность, Пётр любил ходить отдыхать через лес в Морскую слободу! А в 1722 году он повелел построить для моряков церковь и освятить её во имя Богоявления Господня. Однако этот петровский указ был воплощён уже после смерти императора только в 1731 году. Тогда и появился в Кронштадте первый морской храм.
Первая деревянная Богоявленская церковь была построена по проекту Ивана Коробова (1700-17470), архитектора Адмиралтейств-коллегии. Церковь напоминала Петропавловский собор в Петербурге. Украшала её высокая колокольня высотой 52 метра, увенчанная золоченой фигурой Ангела. Она возвышалась над островом и видна была даже из Петербурга, а потому заодно служила маяком. Свою архитектурную деятельность Коробов начал в Кронштадте, но ещё до начала строительства Богоявленской церкви ему была доверена перестройка в камне главного здания Адмиралтейства в Петербурге (1728-1738). Эти постройки Коробова не дожили до нашего времени. Другой архитектор в начале 19 века построил хорошо всем знакомое здание Адмиралтейства на Неве (1823, арх. А. Захаров). А кронштадтская Богоявленская церковь моряков даже в перестроенном виде нам не досталась. Просто потому, что её вовремя не перестроили!
К началу 19 века деревянная морская церковь обветшала, а в 1840-х годах рухнула колокольня. Встал вопрос о строительстве нового каменного морского храма. Нужно было начинать сбор средств. Когда стало ясно, что процесс затягивается, было решено разобрать старую церковь, оставив прежнее место под новый каменный храм, а рядом (на пересечении нынешних улиц Мануильского и Интернациональной) построить временную деревянную Богоявленскую церковь. Она начала работу с 1862 года. А вот в камне Богоявленской церкви так и не суждено было появиться, потому что новый Морской собор было решено строить на Якорной площади. Его освятили во имя святого Николая только в 1913 году, после чего в маленьком Кронштадте одновременно действовали два морских храма – старый Богоявленский и новый Никольский.
Знакомясь с историей морских церквей Кронштадта, невольно возникает параллель с морским собором в Петербурге. Первая деревянная церковь для моряков на берегу Крюкова канала была освящена во имя святого Николая и появилась раньше Богоявленской церкви в Кронштадте. При Елизавете Петровне её начали перестраивать в камне в 2 этажа. На первом этаже сохранилась Никольская церковь, а верхнюю освятили как Богоявленскую (не иначе как в честь морской церкви в Кронштадте!), и весь храм стал называться Николо-Богоявленским! Наверное, не случайно новый морской собор в Кронштадте тоже стал Никольским! Святые имена объединили все морские храмы в акватории Финского залива! Богоявленская церковь в Кронштадте была уничтожена во время советской антирелигиозной компании в 1930-х годах. Морской Никольский собор на долгие годы перестал быть храмом. И лишь Николо-Богоявленский собор в Петербурге пережил все перипетии 20 века и всегда оставался действующим.
Владимирский собор
Третьей церковью Кронштадта стала церковь для военного гарнизона Кронштадтской крепости. Считается, что первый деревянный полковой храм находился недалеко от нынешнего каменного собора (на проспекте Ленина) и был построен в 1730-х годах. Церковь была освящена во имя иконы Владимирской Божьей матери, которая на Руси почиталась как чудодейственная. Перед ней молились о заступничестве перед врагом, поэтому эта икона была особо почитаема у военных.
У каждой знаменитой иконы есть своя удивительная история. По преданию икона, известная нам как Владимирская, написана была евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершало трапезу святое семейство. Однако подлинная икона не сохранилась. До нашего времени дошли лишь её списки (копии). Первый список этой иконы был привезён в Россию из Византии и подарен киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Позже другой князь Андрей Боголюбский перенёс икону в Успенский собор во Владимире, где она хранилось около 300 лет. Тогда икона и стала называться Владимирской, сохранив это название после перенесения в 1480 году в Успенский собор Московского кремля.
В Кронштадтском соборе хранилась икона, которая была списана 29 мая 1703 года со знаменитой чудодейственной иконы по приказу Петра 1 в честь закладки крепости Санкт-Петербург. После постройки гарнизонной церкви в Кронштадте, сыгравшем решающую роль в защите новых границ русского государства, эту Владимирскую икону перенесли в храм, одев в богатый оклад.
Деревянную Владимирскую церковь неоднократно перестраивали, а во второй половине 19 века (1874) она сгорела. Было решено новую церковь строить в камне, а для проведения служб возвести временную деревянную церковь. В отличие от моряков, которые надолго остались без храма и пользовались временной Богоявленской церковью, у военных всё пошло гладко. Уже через 5 лет после начала строительства новая каменная Владимирская церковь была освящена (1875-1880, арх. Д. Гримм, Х. Грейфен), а в начале 20 столетия она получила статус собора.
Белокаменная церковь была необыкновенно хороша! Её шатровая колокольня возвышалась почти на 50 метров, вокруг неё разместились 5 луковичных главок. А звон колоколов был особенным: их отливали из старых медных пушек! А потом случилась революция. И первым делом исчезла чудодейственная икона вместе с драгоценным окладом. Храм закрыли, но не уничтожили, приспособив под продуктовый склад. Вряд ли собор спасла от разрушения 30-х годов красота. Она в то время не была в приоритете.
В 1960-х в пострадавшем в годы Великой Отечественной войны здании решили устроить спортивный клуб, но характерные церковные формы явно не нравились сторонникам идеи, и их решили убрать, уничтожив боковые пристройки! Однако удивительным образом ни бульдозерам, ни взрывателям стены не поддались! Зато пошли трещины в соседних домах, и с идеей пришло расстаться. В таком полуразрушенном виде церковь дождалась новых времен, и в 1990-х началось её восстановление. Но, после возобновления богослужений в 20-х годах уже нынешнего столетия Владимирский собор вновь отреставрировали, и эта белоснежная жемчужина Кронштадта вновь сияет над городом своими золочёными крестами.
Сохранившиеся два кронштадтских собора, морской Никольский и гарнизонный Владимирский, прошли долгий и трудный путь. Возродившись, они позволяют приоткрыть дверь в духовную историю морского города Кронштадта. Однако, любуясь их красотой, трудно представить, что до революции в маленьком островном городке с населением около 50 тысяч человек было около 30 церквей. Большая часть из них бесследно исчезла. Следы других можно постараться отыскать, свернув с туристических троп, неспешно гуляя по Кронштадту.
Продолжение скоро!
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!