Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Рост после травмы

Посттравматический рост - учёные спорят о верности формулировки как таковой. Возможно ли, что после травмы индивид все же не растёт или падает ( это оценочное суждение) а адаптируется?

После травмирующего опыта личность находится между молотом и наковальней, между Харибдой и Сциллой

С одной стороны нужно жить как-то дальше жизнь, привычными маршрутами совершать привычные действия, как до травмы. С другой стороны, постоянно возникает соблазн обнаружить тщетность усилий по возвращению к состоянию до травмы и завершить процесс каким либо способом.

Часто люди прожившие сильную травму встраивают ее в линию своей жизни: это было до эпизода А, это было уже после эпизода А. И когда человек говорит много об этом эпизоде травмы, часто его родные и близкие не готовы слышать это. Им трудно и они не знают, как реагировать. Но человек, переживший точку А не сможет оказаться в точке В, если не будет говорить и эмоционально проживать А.

Часто пережившие травму люди нуждаются в чем-то, что напоминает им что они живы. Они ведь выжили в точке А? Выжили! Потому они возвращают себя бессознательно в ту же боль. Отсюда у многих из нас тяга к скорости, алкоголю, запрещенным веществам и неодобряемым обществом действиям. Погрузиться снова в пучину страха и боли, чтобы вновь выйти живым. Ретравматизация именно это часто происходит и в кабинете психолога, или гуру, который погружает человека слишком глубоко и резко в точку А (:совершено искренне желая помочь).

И здесь нет ответа однозначного, что лучше- вообще не вспоминать травму или говорить о ней на протяжении многих лет и ковырять ее.

Это вопрос междисциплинарный- он не только про психологию и медицину, он про философию и этику. Как далеко нужно зайти человеку снова в прежний разрушающий опыт, чтобы навсегда признать свое право жить дальше?

Готовя доклад к форуму Полюс я столкнулась с книгами и статьями, с личным опытом и опытом друзей, который показывает мне что действительно существует категория людей, которые способны справиться с глубокими травмирующими событиями. Но утверждать что они выросли после этого, я сейчас не возьмусь.

Мне думается, что часто после травмы появляется вина за то, что человек выжил. И пока не будет признано им, что он так думает, будет постоянно потребность в травму вернуться через саморазрушение.

Освободиться от вины за то, что человек выжил можно лишь одним способом: признать, что это факт. Признать, что что-то страшное и непоправимое произошло ( или не случилось, но могло бы), и это уже навсегда. Все возвращения назад, в травму, это лишь попытка доказать себе, что сделал все, что мог.

Потому рядом с ростом после травмы я бы добивала термин правда после травмы. Здесь и сейчас: принять все, как оно есть. Выйти из попыток жить как раньше, и не доказывать себе и миру, что мир и сам человек не заслужили права на существование. Просто принять действительность. И просто побыть в этом.

Фильм Приглашение 2015 года по отзывам скучен, глуп и не имеет сюжета. Возможно, это написали те, кому было больно идти в собственные страшные воспоминания.

Фильм повествует о встрече бывших мужа и жены, трагически потерявших сына.

То, как по разному бывшие супруги смотрят на мир после травмы, и как каждый пытается справиться со своей жизнью после гибели ребёнка, открывает для меня поле для размышлений.

В финале освобождение приходит лишь после признания, что горе не утихло, что боль жива, что забыть - не получится. Что все случившееся, это реально.

В детстве, когда нам было страшно мы закрывали глаза, теперь мы взрослые, и этот хитрый ход не работает. В другом моем любимом фильме, Картина без автора, тетя главного героя говорит ему,

не закрывай глаза

это ответ на то, как проживать то, что нам прожить не под силу. Не закрывать глаза, чтобы эпизод закончился в реальном мире, а не встроился в наш духовный мир. ( доказано, что с трамирующими состояниями работать гораздо легче с момента события первые сутки, пока опыт не вытеснен в бессознательное).

Согласно этой теории , рост после травмы вероятнее всего может произойти с теми, кто не закрыл глаза, а прожил все случившееся в реальности. Кто не убегал, не забывал, не запрещал говорить другим об этом, кто не делал вид, что с ним все ок. Когда не ок.

Посттравматический рост, по факту, это иллюзия. А вот продолжение жизни после невыносимой травмы, это уже реальность. Будет ли она лучше или хуже? Такого вопроса мы даже не поставим с вами. Главное, что она будет. Человек после травмы продолжит жить.

Автор: Меньшикова Марина Владимировна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru