Найти тему

Часть 4. Быстрый способ освоения аккордов на гитаре. Минор. Система CAGED.

Оглавление

И снова доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

В этой части мы продолжим изучать аппликатуры аккордов и осваивать гриф гитары. В Части 1 и Части 2 мы рассмотрели аппликатуры мажорного аккорда в пяти позициях на грифе. Также, мы изучили алгоритм мажорной гаммы и построили интервалы и трезвучия главных ступеней мажорного лада. Теперь я предлагаю проделать пойти тем же путем, но уже с минорными аккордами.

Здесь мы также рассмотрим аппликатуры по системе CAGED выстроим цепочку из игровых зон минорного аккорда, а также попробуем транспонировать ее в другие тональности.

Минорные аккорды образуются на основе минорной гаммы. Её алгоритм мы рассмотрим в публикациях, посвященных элементам теории музыки.

Оглавление курса

Базовые минорные аккорды

Как и в случае с мажорными аппликатурами, мы начнем с базовых аккордов, построенных на основе минорного трезвучия и расположенных в открытых позициях. Далее мы будем перемещать их вдоль грифа, выстраивая цепочку, таким образом, что они будут строиться от одной и той же ступени (тоники) и уже являться аппликатурами одного и того же аккорда.

Первая базовая форма - Сm (до-минор). Ее можно взять так:

Основной тон - тоника (в данном аккорде - нота С или "до"), обозначен зеленым цветом. Цифры в кружках обозначают номера пальцев левой руки, которыми берутся ноты (1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец).

Следующий аккорд - (Am или ля-минор):

-2

Также, его берут не 2, 4 и 3 пальцами, а 1, 3 и 2 соответственно. Однако, я рекомендую использовать именно такую аппликатуру и сразу "прокачивать" 2, 3 и 4 пальцы, поскольку при переносе этой формы в другие тональности указательный палец нам понадобится для взятия баррэ.

Форму Gm в базовой позиции можно взять следующим образом:

-3

Аккорд Еm в открытой позиции берется так:

-4

Также, его часто берут не 4 и 3 пальцем, а 3 и 2 соответственно.

Наконец, пятый базовый минорный аккорд - это аккорд Dm (ре-минор). Его аппликатура выглядит так:

-5

Перенос базовых минорных аккордов в тональность Cm (до-минор) и построение цепочки CAGED

Как и в случае с формами мажорного аккорда, здесь мы будем переносить рассмотренные нами базовые минорные формы в тональность Сm (до-минор).

Итак, начинаем с базовой формы Сm (до-минор):

-6

Ей тоника находится на 5-й струне на 3-м ладу. Она же будет тоникой для следующей формы - Аm, которая из открытой позиции Аm (ля-минор) переносится в 3-ю позицию:

-7

Получаем первую "сцепку", которая состоит из формы Cm и формы Am. Эти формы имеют общую тонику - ноту С (до) 1-й октавы, расположенную на 3-м ладу на 5-й струне:

Связка форм Cm-Am
Связка форм Cm-Am

Форма Аm делит тонику (ноту С, "до"), расположенную на 3-й струне на 5-м ладу и ноту G, "соль", расположенную на 4-й струне, с формой Gm, которая следует за ней:

-9

Теперь добавляем эту форму к нашей цепочке:

Связка Сm-Am-Gm
Связка Сm-Am-Gm

Эта форма требует значительной растяжки пальцев, к тому же приходится прижимать 1-ю и 2-ю струну мизинцем, что довольно неудобно. Поэтому, мы можем опустить некоторые ноты, например басовую тонику и взять этот аккорд вот так (6-я струна приглушена):

Аппликатура аккорда Сm в форме Gm без басовой тоники
Аппликатура аккорда Сm в форме Gm без басовой тоники

Следующая аппликатура представлена формой Еm, которая из открытой переносится в 8-ю позицию:

-12

Она имеет общие тоники на 8-м ладу на 1-й и 6-й струнах и ноту G на 2-й струне с предыдущей формой Gm. Добавляем ее к нашей цепочке:

Цепочка Cm-Am-Gm-Em
Цепочка Cm-Am-Gm-Em

У нас осталась еще одна форма - Dm, которая в тональности С (до-мажор) переносится в 10-ю позицию. Она имеет общую тонику с предыдущей формой Em, расположенную на 10-м ладу на 4-й струне:

-14

И замыкает нашу цепочку:

Цепочка CmAmGmEmDm
Цепочка CmAmGmEmDm

Итак, аппликатурные формы минорного аккорда на грифе гитары располагаются следующим образом:

-16

Теперь, также как недавно вы выучили аппликатуры мажорного аккорда, постарайтесь выучить аппликатуры минорного аккорда в 5 позициях на грифе.

Транспонирование минорной цепочки CAGED в другие тональности

Далее, мы будем транспонировать их в другие тональности точно так же, как мы транспонировали мажорные формы в части 3.

Рассмотрим цепочку из аппликатур минорного трезвучия в тональности Gm (соль-минор). Теперь она будет начинаться не с аккорда Сm, а с аккорда Gm в открытой позиции, а тоникой будет являться не нота С (до), а нота G (соль):

Аккорд Gm в открытой (базовой) позиции
Аккорд Gm в открытой (базовой) позиции

Идем дальше по алгоритму CAGED: за формой Gm (соль-минор) следует форма Еm (ми-минор). Мы видим те же тоники, расположенные на 3-м ладу, которые войдут в аппликатуру формы Еm и станут связующим звеном между формой Gm и формой Еm. Связка между формами G и E будет выглядеть точно также, как и в тональности Сm (до-минор) с той лишь разницей, что общие тоники будут находиться не на 8-м, а на 3-м ладу:

Цепочка Gm-Em
Цепочка Gm-Em

За формой Еm (ми-минор) следует форма Dm (ре-минор). Ее басовая тоника, как мы помним, находится на 4-й струне. Строим от нее форму Dm:

-19

Мы подошли к форме Dm, которая замыкает цепочку CAGED. Но поскольку на этот раз мы начали ее не c формы Сm, а с формы Gm, расположенной на 5 ладов левее, нам нужно перенести оставшиеся формы Сm и Am, визуально оказавшиеся левее нижнего порожка за пределами грифа, за форму Dm и продолжить цепочку. Форма Сm в закрытой позиции будет выглядеть следующим образом:

Форма Сm в тональности Gm (соль-минор)
Форма Сm в тональности Gm (соль-минор)

Связка Dm и Cm имеют общую тонику на 2-й струне на 8-м ладу:

Цепочка Gm-Em-Dm-|-Cm-Am
Цепочка Gm-Em-Dm-|-Cm-Am

Наконец, форма Am, связанная с формой Сm тоникой на 5-й струне на 10-м ладу:

-22

Итак, наша последовательность в тональности Gm (соль-минор):

Последовательность Gm-Em-Dm-Cm-Am + Gm на октаву выше
Последовательность Gm-Em-Dm-Cm-Am + Gm на октаву выше

Точно таким же образом цепочку CAGED можно построить в любой тональности. Так или иначе, цепочка Gm включает те же формы, что и предыдущая, взаимосвязи между аппликатурами полностью сохранены, расположение тоник и остальных ступеней на струнах осталось прежним. Отличие лишь в том, что отсчет аппликатур начинается с базовой формы Gm (соль-минор), тоники которой расположены не на 8-м, а на 3-м ладу. Расположение ступеней аккордов относительно друг друга полностью сохраняется, при этом меняется общая высота звуков (тональность). Формы, которые визуально оказываются левее нижнего порожка (Сm и Аm), переносятся в правую часть грифа, за форму Dm.

Немного о преподавании и обучении

Теперь, когда мы разобрали аппликатуры минорного аккорда, я хочу сказать, во-первых, что я очень рад видеть вас здесь, вас растущий интерес к гитаре в целом и каналу в частности. Здесь я делюсь с вами своим опытом работы в школе музыки и использую подход к обучению, который способствует быстрому освоению материала.

Во-вторых, хочу отметить, что процесс обучения всегда продуктивнее если имеет место непосредственный контакт между учеником и преподавателем. Во время занятия ученик получает информацию, что называется, из первых рук в реальном времени. Ведь игра на гитаре - это не только знание схем аккордов, гамм, арпеджио, и т. д. Для того, чтобы сыграть даже самый простой аккорд или мелодию, нужно не просто прижимать струны левой рукой и извлекать ноты правой, но делать это правильно, чтобы руки занимали максимально удобное положение, мышцы рук и пальцев прокачивались и привыкали к новому для себя виду деятельности без лишней суеты и, главное, без вреда для здоровья. Опытный педагог всегда видит причины, по которым у ученика возникают проблемы, и готов в любой момент подсказать выход из затруднительного положения и направить процесс в нужное русло. При правильном подходе, уже через несколько месяцев ученик овладевает базовыми навыками и может уверенно исполнять несложные композиции.

Я знаю немало музыкантов, которые сумели прийти к желаемому результату, занимаясь самостоятельно, однако им пришлось потратить уйму сил и времени, прежде чем они, скажем так, методом проб и ошибок сумели нащупать нужный путь. Нередки случаи, когда музыканты доходят до определенного потолка, после чего дело застопоривается, и у них не получается продвигаться дальше. Это происходит из-за того, что в какой-то момент они привыкают играть неправильно, не понимая этого, и узнают об этом только во время встречи с преподавателем. В результате им приходится переучиваться, что на самом деле гораздо труднее, чем учиться играть с нуля. Зачастую, на освоение приемов, которые с педагогом можно освоить всего за несколько недель, у них уходят долгие месяцы или даже годы.

В сети школ Music Club работают опытные преподаватели, которые воспитали немало хороших музыкантов, помогли им выявить и развить свой талант. Здесь используется индивидуальный подход к обучению в зависимости от возраста и типа личности ученика; также, учитываются его вкусы и жанровые предпочтения. Кроме того, один раз примерно в 3-4 месяца организуются отчетные концерты, на которых ученики получают возможность исполнять произведения вместе с педагогами и другими опытными музыкантами. Это прекрасная возможность не только продемонстрировать достигнутые результаты, но и научиться уверенно держаться на сцене, обрести навыки работы в составе музыкального коллектива и быстро преодолеть "мандраж", который часто мешает музыканту раскрыться в полной мере. Чтобы получить исчерпывающую информацию и погрузиться в мир музыки, вы можете записаться на бесплатный пробный урок прямо сейчас, повысить свой исполнительский уровень и просто окунуться в мир музыки!

Продолжение следует