Всем привет. С некоторых пор я преподаю гитару в одном из филиалов сети школ музыки Music Club. Сегодня я открываю рубрику, посвященную изучению грифа гитары. В ней мы рассмотрим популярный сегодня способ, который помогает быстро усвоить основные принципы построения аккордов и их взаимодействия и избежать трудностей, с которыми сталкиваются многие начинающие гитаристы.
Спешу всех успокоить: мы не будем заучивать множество аккордов и аккордовых форм в различных тональностях, поскольку это отняло бы уйму времени и сил. Вместо этого я хочу предложить несколько простых алгоритмов, с помощью которых можно научиться с легкостью находить различные аккорды на разных участках грифа и изучать принципы их взаимодействия между собой. Это поможет вам приобрести или улучшить навыки анализа и подбора музыкальных произведений на гитаре, повысит ваше исполнительское мастерство и, возможно, поможет вам в написании собственных композиций.
Система CAGED: базовые аккорды (формы)
Система CAGED позволяет в кратчайшие сроки освоить принцип организации аккордовых форм на грифе гитары. Ее название – не что иное, как последовательность буквенных наименований пяти аккордов, построенных в открытых позициях: С (до-мажор), А (ля-мажор), G (соль-мажор), Е (ми-мажор) и D (ре-мажор).
Чтобы понять, как система работает, необходимо усвоить несколько базовых принципов. В частности, следует понимать, что любой аккорд строится от основной и наиболее устойчивой ступени звукоряда – тоники, в которую тяготеют все остальные ступени (в данном случае – натуральной мажорной гаммы, из ступеней которой построен каждый из вышеупомянутых аккордов). Поэтому, очень важно понимать, где находится тоника в аккорде и уметь находить ее на грифе гитары. Тоника определяет название аккорда. Так, в аккорде С (до-мажор) тоника – нота «до» (С), в аккорде А (ля-мажор) – «ля», в аккорде G (соль-мажор) – нота «соль», и т. д. Умение находить тонику на грифе помогает строить аккорды от различных нот во всех тональностях.
Для начала, необходимо рассмотреть базовые аккордовые формы и найти в каждом из них тонику. Итак, поехали!
Первый аккорд в последовательности CAGED - аккорд С (до-мажор):
Как видим, в аккорде С тоника (обозначена зеленым цветом) находится на 5-й (3-й лад) и на 2-й (1-й лад) струнах.
Следующий аккорд в последовательности CAGED - аккорд А (ля-мажор):
Здесь мы видим, что тоника (А, ля) расположена на открытой 5-й и прижатой на 2-м ладу 3-й струне.
Идем дальше. Аккорд G (соль-мажор):
В этой форме тоника находится на 1-й и 6-й струнах на 3-м ладу, а также на открытой 3-й струне.
Далее идет аккорд Е (ми-мажор):
Здесь мы видим тонику на открытых 6-й и 1-й струнах, а также на 4-й струне (на 2-м ладу).
Завершает нашу цепочку базовых аккордов созвучие D (ре-мажор):
Здесь тоника находится на открытой 4-й струне, а также на 2-й струне (на 3-м ладу).
Видеосхема аккордов
А здесь вы можете посмотреть видео-схему вышеописанных аккордов и заодно послушать, как они звучат:
Перемещение базовых аккордовых форм вдоль грифа
Каждый из этих базовых аккордов может перемещаться вдоль грифа. Здесь возникает необходимость использования баррэ (зажатие нескольких струн одновременно одним пальцем). При таком смещении аккордов меняется высота входящих в них звуков, и нужно, чтобы на такой же интервал сместились звуки, которые в базовых формах находились на открытых струнах. Зажимая баррэ, мы как бы перемещаем нижний порожек вдоль грифа и получаем такой же аккорд, только в другой тональности. Например, если мы переместим аккорд С (до-мажор) на 2 лада (на целый тон) вправо, мы получим аккорд D (ре-мажор) в форме С:
Теперь посмотрим и послушаем, как это звучит:
Далее, если мы также сместим аккорд А (ля-мажор) на тон вверх, мы получим аккорд Н (си-мажор) в форме А (в джазовых партитурах тональность Н обозначается буквой В):
Посмотрим и послушаем:
Аккорд G (соль-мажор), смещенный на 2 лада вправо, превращается в аккорд A (ля-мажор) в форме G:
Посмотрим и послушаем:
Аккорд Е (ми-мажор), смещенный на 2 лада вправо, звучит в тональности F# (фа-диез мажор) в форме Е:
Смотрим и слушаем:
Аккорд D (ре-мажор), смещенный на 2 лада вправо, - это аккорд Е (ми-мажор) в форме D:
Посмотрим и послушаем:
Обратите внимание на то, что данная форма не требует исполнения приема баррэ, достаточно прижать 4-ю струну указательным пальцем. При исполнении этой формы 5-я и 6-я струны не используются.
Итак, мы рассмотрели 5 базовых аккордов форм), изучили схемы расположения на грифе входящих в них нот, в частности - основной ступени (тоники). В следующей части мы посмотрим, как с помощью этих форм можно взять один и тот же аккорд в 5 позициях на грифе.