Доброго времени суток!
Я продолжаю работу в сети школ музыки Music Club по созданию учебных публикаций по игре на гитаре. Мы уже рассмотрели такие темы, как построение аккордов на гитаре, начали рассматривать систему аккордовых форм "CAGED". Также, мы коснулись некоторых теоретических аспектов, в частности рассмотрели структуру мажорного лада, освоили простые интервалы в пределах мажорной гаммы. В этой публикации мы поговорим о мажорном трезвучии, о главных трезвучиях мажорного лада в тональности до-мажор и построим на их основе аппликатуры аккордов по системе CAGED.
Ну что же, вперед!
Тоническое трезвучие
Для начала, давайте еще раз повторим гамму "до-мажор" (С) и алгоритм, по которому она строится:
Мажорная гамма строится по алгоритму "2-тона-полутон-3-тона-полутон". Это соотношение тонов и полутонов обуславливает тяготение ступеней лада вокруг тоники и предопределяет его звучание. Соблюдая этот алгоритм, мажорную гамму можно построить от любой ноты.
Лад имеет так называемые устойчивые и неустойчивые ступени. В тональности С (до-мажор) устойчивыми ступенями являются:
I (до)
III (ми)
V (соль)
На схеме ниже они обозначены цветными кружками:
В них тяготеют остальные, неустойчивые ступени - II (ре), IV (фа), VI (ля) и VII (си).
Эти устойчивые ступени и образуют главное трезвучие лада. Оно называется тоническим, потому что строится от тоники - ноты С (до) и на письме обозначается Т53. В нотах оно записывается так:
Цифры 5 и 3 обозначают интервалы между нижней нотой (основным тоном) трезвучия и остальными ступенями: интервал между нотой "до" и "ми" - терция (б.3), между "до" и "соль" (верхней ступенью) - квинта (ч. 5).
Как видим, ступени трезвучия расположены по терциям. Здесь нота "до" (I ступень) - самая устойчивая. Следующая, III-я ступень (нота ми"), отстоит от тоники на 2 тона, то есть на большую терцию. Надо сказать, что именно эта большая терция дает характерное мажорное звучание лада.
Следующая, V-я ступень отстоит от предыдущей III-й также на терцию:
О ней следует сказать отдельно. Дело в том, что в отличие от первой терции, вторая попадает на участок звукоряда, где расстояние между двумя ступенями из трех ("ми" и "фа") составляет не целый тон, а половину тона. Поэтому, вторая терция охватывает не 2, а 1,5 тона, то есть она короче первой на полтона. Такая терция называется малой или минорной (об этом будет сказано позднее).
Таким образом, мажорное тоническое трезвучие состоит из двух терций: первая терция - большая, а вторая - малая.
Расстояние от I-й до V-й ступени равно чистой квинте (ч.5)
Теперь давайте найдем эти ступени и построим до-мажорное трезвучие на грифе гитары в разных позициях. Сначала я покажу (точнее, напомню) расположение тоники на грифе гитары в разных игровых зонах:
Для удобства, здесь я буду обозначать ступени не названиями, а номерами:(С(до) - I; Е(ми) - III; G(соль) - V, и разными цветами (см. гамму выше). Как видим, тоники, расположенные в различных позициях, образуют так называемую октавную сетку. В следующей схеме к ним добавлены большие терции (эта схема расположения мажорных терций рассмотрена в предыдущей публикации):
Далее, расставляем V-ю ступень:
Теперь, когда все ступени трезвучия расставлены (тоника обозначена зеленым цветом), получаем законченную картину. Что же мы видим?
Правильно! Уже знакомую нам цепочку из 5 форм аккорда С (до-мажор), построенную по формуле CAGED. Эти формы построены на основе мажорного трезвучия целиком состоят из устойчивых ступеней лада, то есть содержат исключительно I-ю (С), III-ю (E) и V-ю (G) ступени.
Субдоминантовое трезвучие
В ладу имеются три главные ступени, которые являются "тремя столпами" тональности. Они выполняют три главные функции: тоническую, субдоминантовую и доминантовую и называются соответственно тоника (T), которую мы только что рассмотрели, за ней идут субдоминанта (S) и доминанта (D). В тональности С (до-мажор) это ноты F (фа) и G (соль).
Примечание: не следует путать три главные ступени лада с тремя устойчивыми ступенями. Главные ступени лада - это I, IV и V ступени. Они определяют тональность и обуславливают звучание лада, на тих строятся главные трезвучия лада. Устойчивые ступени - это I, III и V ступени, вместе они образуют тоническое трезвучие.
Итак, для того, чтобы построить cубдоминантовое трезвучие, необходимо вернуться к нашей гамме С:
Субдоминантовое трезвучие строится от субдоминанты - IV-й ступени лада (F) (в гамме и на схемах обозначена желтым цветом) по тому же принципу, что и тоническое - из ступеней лада, отстоящих друг от друга на терции.
Если мы поднимемся от субдоминанты на две ступени, мы получим интервал, охватывающий 2 тона, то есть мажорную терцию. Здесь терцовым тоном выступает нота A (ля) (VI-я ступень лада). То есть, как и в тоническом трезвучии, первая терция субдоминантового трезвучия большая (мажорная). Вторая терция - расстояние от терцового тона А до С следующей октавы (I-й ступени). Она включает участок, где находятся ноты Н (си) и С (до), расстояние между которыми равно полутону, поэтому содержит не 2, а 1,5 тона.Таким образом, субдоминантовое трезвучие (S53), как и тоническое, состоит из большой и малой терции и является мажорным.
В нотах оно записывается так:
Чтобы построить цепочку аппликатур этого трезвучия на грифе, в начале нужно также выстроить октавную сетку с основной ступенью - нотой F (фа). Она будет основной ступенью этого трезвучия.
Как мы уже знаем, субдоминанта F отстоит от тоники С на кварту, т. е. на 2,5 тона или на 5 полутонов. Это значит, что по сравнению с "тонической" до-мажорной сеткой, "субдоминантовая" фа-мажорная сетка смещается вправо на 5 ладов:
Для наглядности я обозначил ступени, расположенные на 2-й, 3-й и 5-й струнах красными кружками. Мы видим, что эти и все остальные ноты сместились вправо на строго определенный интервал (кварту). Те ноты, которые в до-мажорной сетке находились в правой части грифа и теперь визуально оказались за его пределами, переносятся в начало грифа.
Далее, как и при построении тонического трезвучия, добавляем терцовый (VI-я ступень лада) и квинтовый (I-я ступень лада) тоны и получаем цепочку из пяти аппликатур (ступень F, от которой строится трезвучие и которая здесь играет роль тоники, обозначена желтым цветом и выделена красным кружком):
Доминантовое трезвучие
Доминантовое трезвучие (D53) строится точно так же, как и тоническое с субдоминантовым - по терциям:
Оно строится от доминанты - V-й ступени лада (в гамме и на схемах обозначена синим цветом). В тональности C (до-мажор) это нота G (соль).
Первая терция охватывает 3 ступени с интервалом в 2 тона и является большой. Вторая терция попадает на отрезок гаммы, который включает ноты Н (си) и С (до), отстоящие друг от друга на полтона (малая секунда), а значит содержит 1,5 тона и является малой. Следовательно, как и два предыдущих, доминантовое трезвучие является мажорным:
В нотах доминантовое трезвучие, построенное в тональности С (до-мажор), выглядит так:
Октавная сетка основной ступени доминантового трезвучия по сравнению с сеткой субдоминантового трезвучия смещена на 2 лада (на 1 тон) вправо и выглядит следующим образом:
Цепочка из пяти аппликатур доминантового аккорда, построенная по системе CAGED, будет выглядеть так:
Заключение
Итак, мы рассмотрели главные трезвучия мажорного лада в тональности С (до-мажор). Это тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучие, которые построены от I-й ступени (тоники), IV-й (субдоминанты) и V-й (доминанты). Каждое трезвучие состоит из двух терций. У всех этих трезвучий первая терция большая (мажорная) а вторая - малая (минорная). Поэтому, все главные трезвучия мажорного лада являются мажорными и таким образом определяют характер лада. В минорном ладу все главные трезвучия будут минорными. Об этом я расскажу в следующих публикациях.
Давайте послушаем, как звучат построенные нами главные трезвучия мажорного лада в тональности C (до-мажор):
Мажорную гамму (как и любую другую) и главные трезвучия можно построить от любой ноты. Главное, в процессе построения соблюдать алгоритм "2-тона-полутон-3-тона-полутон". При этом, в других тональностях при ключе будут появляться знаки - диезы и бемоли. Об этом я также расскажу в следующих публикациях.
В следующих публикации мы рассмотрим побочные трезвучия мажорного, научимся их играть, рассмотрим гармонические модели, в которых используются главные и побочные трезвучия, поиграем их в разных позициях на гитаре, а также поговорим об обращениях трезвучий.