Найти тему

Быстрый способ освоения аккордов на гитаре. Система "CAGED". Часть 2.

Часть 1

И снова здравствуйте!

В этой статье мы продолжим разговор о пяти аппликатурах мажорного аккорда, которые мы рассмотрели в предыдущей части. Там они представлены как отдельные базовые аккорды, которые изначально построены в открытых позициях и которые могут перемещаться вдоль грифа и давать мажорное звучание уже в других тональностях.

Оглавление курса

В этой части мы будем рассматривать эти аппликатуры как формы одного и того же аккорда и учиться находить их на грифе. В качестве отправной точки мы будем использовать тонику - основную ступень мажорной гаммы (на схемах обозначена зеленым цветом), от которой строится мажорное трезвучие. Итак, в путь!

Следуя системе CAGED, мы берем за основу аккорд С (до-мажор), точнее, его базовую форму, которая строится в открытой позиции:

Видеосхема этого аккорда:

При построении аккордов и поиске форм удобнее всего опираться на тонику, которая расположена в басовом регистре, в данном случае - на 5-й струне на 3-м ладу.

Следующая форма, которой мы будем обыгрывать наш аккорд (С) - это форма А (ля):

Базовый аккорд (трезвучие) А (ля-мажор) в открытой позиции
Базовый аккорд (трезвучие) А (ля-мажор) в открытой позиции

Обратите внимание на то, что басовая тоника в этой форме, как и в предыдущей, находится на 5-й струне, которая в открытой (неприжатой) позиции дает ноту А (ля). Но наша задача - построить аккорд С (до-мажор) в форме А (ля), поэтому необходимо, чтобы основной ступенью нашего аккорда была нота С (до), и чтобы она также находилась на 5-й струне. Нота С (до) находится 3-м ладу на пятой струне, и от нее строится предыдущая форма - С. Сюда мы и переместим тонику аккорда А, а вместе с ней и остальные ступени аккорда А, сохраняя его форму:

Перенос базового аккорда А (ля-мажор) в 3-ю позицию (С в форме А)
Перенос базового аккорда А (ля-мажор) в 3-ю позицию (С в форме А)

Видеосхема переноса:

Таким образом, путем переноса аппликатурной формы аккорда А (ля-мажор) в 3-ю позицию (баррэ указательным пальцем с тоникой на 5-й струне на 3-м ладу) мы получаем аккорд С (до-мажор), взятый в аппликатурной форме А. В результате мы получаем две формы аккорда С (до-мажор):

Аппликатурные формы аккорда С (до-мажор) - С и А
Аппликатурные формы аккорда С (до-мажор) - С и А

Видеосхема связки формы С и формы А:

Обратите внимание на то, что эти две формы имеют общую тонику, которая расположена на 3-м ладу на 5-й струне и выступает в роли связующего звена между ними.

Следующая форма, которую мы будем рассматривать - это форма G:

Аккорд G (соль-мажор) в открытой позиции
Аккорд G (соль-мажор) в открытой позиции

Если мы внимательно посмотрим на схему предыдущей формы (А) и схему формы G и сравним их, мы увидим, что в обеих формах задействованы 2-я, 3-я и 4-я струны с тоникой на 3-й струне. Эта тоника, а также ступени, расположенные на 2-й и 4-й струнах, и будут связующим звеном между формами А и G. Для того, чтобы взять аккорд С (до-мажор) в форме G, необходимо перенести эти 3 ступени, а также тоники, расположенные на 1-й и 6-й струнах и ступень, расположенную на 5-й струне, на 5 ладов вправо:

Перенос базового аккорда G (соль-мажор) в 5-ю позицию (С в форме G)
Перенос базового аккорда G (соль-мажор) в 5-ю позицию (С в форме G)

Видеосхема переноса:

В результате мы получаем аккорд С (до-мажор) в форме G в 5-й позиции:

-7

Итак, наша цепочка пополнилась еще одной формой - G, и теперь выглядит следующим образом (CAG...):

-8

Видеосхема связки CAG:

Отмечу, что для того, чтобы взять полную аппликатуру G, требуется некоторая растяжка пальцев левой руки, поэтому у многих гитаристов, особенно начинающих, могут возникнуть сложности. Для упрощения исполнения этого аккорда, мы можем опустить некоторые ступени, которые дублируются в рамках аппликатуры. Например, можно опустить тонику на 6-й струне и 3-ю ступень (терцию) на 5-й струне. В результате мы получим вот такую аппликатуру:

-9

Видеосхема:

Другой вариант - не брать тонику, расположенную на 1-й струне на 8 ладу, чтобы сохранить тонику в басу (в этом случае нужно будет приглушить 1-ю струну указательным пальцем левой руки):

-10

Видеосхема:

Надо сказать, что во многих случаев такие сокращенные аккорды не только не проигрывают в звучании, но и приобретают более чистое, прозрачное звучание.

Но вернемся к нашей цепочке. Мы дошли до аккорда G, и теперь нам пора переходить к форме Е (ми). Как мы помним, в базовом исполнении она выглядит следующим образом:

-11

Обратите внимание на то, что она эта аппликатура включает три тоники, и две из них расположены на открытых 1-й и 6-й струнах. Если мы вернемся к форме G (в полном варианте!), мы увидим, что ее нижняя и верхняя тоники также расположены на 1-й и 6-й струнах, только уже не на открытых, а на 8-м ладу. Они являются общими для форм G и E, и именно по ним удобнее всего ориентироваться при переносе формы Е в тональность С (до-мажор):

Перенос базового аккорда E (ми-мажор) в 8-ю позицию (С в форме Е)
Перенос базового аккорда E (ми-мажор) в 8-ю позицию (С в форме Е)

Получаем аккорд С (до-мажор) в форме Е:

-13

Видеосхема переноса:

Теперь наша цепочка будет выглядеть вот так:

-14

Видеосхема цепочки CAGE:

Замыкает нашу цепочку форма D (ре). Как обычно, возвращаемся к базовому аккорду D (ре-мажор):

-15

Обращаем внимание на басовую тонику, расположенную на 4-й струне, находим тонику в предыдущей форме (Е), также расположенную на 4-й струне (только на 10-м ладу) и переносим всю форму вправо так, чтобы тоника оказалась на 10-й позиции:

Перенос базового аккорда D (ре-мажор) в 10-ю позицию (С в форме D)
Перенос базового аккорда D (ре-мажор) в 10-ю позицию (С в форме D)

Видеосхема переноса формы D в тональность С:

Получаем аккорд С (до-мажор) в форме D:

-17

Итак, мы закончили нашу цепочку CAGED, которая теперь включает все пять аппликатур мажорного аккорда С и выглядит следующим образом:

Система аппликатур CAGED
Система аппликатур CAGED

Видеосхема системы аппликатур CAGED:

Теперь, когда мы изучили все пять аппликатур мажорного трезвучия, постарайтесь выучить их. В следующих публикациях мы с вами научимся транспонировать эти формы в другие тональности, ориентируясь на тоники аппликатур. Вы убедитесь, что это не так сложно, как это может показаться, поскольку аппликатуры повторяются, меняется только их положение на грифе.

В дальнейшем мы будем рассматривать другие аккорды (минорные, уменьшенные, увеличенные трезвучия, септаккорды и т. д.) по принципу CAGED, изучим основные гаммы и лады, их ступени, научимся обыгрывать гаммы аккордами, строить гармонические модели и разбирать их на примерах ваших любимых композиций. Это поможет вам научиться понимать, анализировать музыку, подбирать произведения на слух, а также разучивать их по нотам и табулатурам.

Часть 3. Транспонирование цепочки CAGED в другие тональности