Доброго времени суток, уважаемые подписчики!
Мы продолжаем наш путь к освоению гитары, и в этой публикации мы обсудим некоторые базовые моменты теории музыки, потихоньку начнем изучать нотную грамоту - посмотрим, как обозначаются ноты на письме и как их быстро находить на грифе гитары. Также, мы посмотрим, как играть гаммы в разных позициях на грифе гитары.
Почему важно изучать гаммы?
Гамма - это последовательность звуков, исполняемых в пределах одной или нескольких октав, в восходящем или нисходящем направлении. Эти звуки (ноты) являются строительным материалом, из которых возводятся мелодические линии и аккорды, которые в свою очередь складываются в музыкальные произведения произведения.
Представьте себе, что кто-то высыпал перед вами кучу кубиков, кирпичиков, треугольников, балочек, вы посмотрели, как они сочетаются друг с другом, и теперь вы можете строить из них домики, башни и другие сооружения по заданным схемам, либо "спроектировать" и возвести что-нибудь свое. Также и с гаммами: выучив даже одну гамму (на слух и в письменном варианте), вы насыпали себе на стол "горсточку" нот, послушали, как они сочетаются друг с другом, и теперь вы можете "строить" и читать мелодии и аккорды по заданным партитурам, а также придумывать свои.
Во-вторых, гаммы - отличные упражнения на развитие техники игры на инструменте. Игра гамм способствует развитию беглости пальцев, а также мышечной памяти и усвоению алгоритмов, по которым ноты располагаются на грифе.
Существует много гамм, каждая из которых характеризуется особенным звучанием. Оно обусловлено взаимоотношениями между нотами (ступенями) гаммы, в частности соотношением в звукоряде тонов и полутонов.
Полутон и тон
Полутон (половина тона) - это минимальное расстояние между двумя звуками (нотами) по высоте. На гитаре это расстояние между двумя соседними, прилегающими друг к другу ладами. Если, к примеру, мы сначала возьмем ноту на одном ладу, затем сдвинемся на 1 лад вправо, мы повысим ее на полтона, если влево - наоборот, понизим её на половину тона.
Тон (целый тон) включает два полутона и подразумевает смещение на 2 лада вправо или влево, в сторону повышения или понижения ноты соответственно.
Соотношение тонов и полутонов в гаммах
Я думаю, все в детстве слышали песенку со словами:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Села кошка на такси..."
У нее довольно запоминающаяся мелодия, имеющая определенную окраску. Как вы думаете, почему она звучит так, как звучит и навевает именно это настроение, а не другое?
Когда мы поем строчки этой песенки, мы на самом деле пропеваем мажорную гамму в восходящем и нисходящем направлениях (от ноты до до си). Этот звукоряд состоит из семи нот (ступеней). Восьмая (она же первая) ступень - это нота "до", от которой гамма начиналась, только на октаву выше. Нота "до" здесь тоника, то есть главная, самая устойчивая ступень, в которую тяготеют все остальные ступени звукоряда.
Как уже говорилось, система взаимоотношений между ступенями звукоряда обуславливается соотношением тонов и полутонов, которые образуют устойчивый алгоритм. Так, мажорная гамма строится следующим образом:
Как видим, мажорная гамма характеризуется строго определенным соотношением тонов и полутонов: между нотами "до" и "ре" расстояние - тон, между "ре" и "ми" - тоже тон, между "ми" и "фа" - полутон; далее, между "фа" и "соль" - тон, между "соль" и "ля" - тон, между "ля" и "си" - тон, между "си" и "до" - полутон. В итоге мы получаем алгоритм "2-тона-полутон-3-тона-полутон" (ноты, расстояние между которыми равно полутону, обозначены оранжевым цветом). Именно это соотношение придает гамме характерную окраску.
Также, можно рассмотреть минорную (натуральную) гамму, звучание которой отличается от звучания мажорной гаммы:
По сравнению с мажорной гаммой, в минорной на полтона понижены III, VI и VII ступени. Слева от каждой пониженной ступени стоит значок "бемоль", который понижает ноту на полтона (также, в музыкальной литературе используется значок # - диез, который, наоборот, повышает ноту на полтона).
Минорная гамма также строится по определенному алгоритму, который отличается от мажорного и выглядит следующим образом: тон-полутон-2 тона-полутон-2 тона и создает характерное "минорное" звучание.
Расположение нот на грифе гитары
Теперь, когда мы изучили алгоритмы, по которому строятся мажорная и минорная гаммы, выучили названия их ступеней, узнали, что такое тон и полутон, можно приступать к поиску нот на грифе и постепенному запоминанию их расположения на нем.
Для этого необходимо запомнить и усвоить еще одну важную вещь, а именно - строй гитары. Каждая из шести струн настроена на определенную высоту и выдает определенную ноту, взятую из уже знакомого нам звукоряда. Хочу отметить, что в гитарной литературе и в партитурах ноты и тональности часто обозначаются латинскими буквами, поэтому сейчас я приведу названия нот мажорной гаммы в цифровом и буквенном обозначении:
1-я струна настроена на ноту ми (Е) 2-й октавы
2-я струна настроена на ноту си (Н), (в англоязычных партитурах - В) 1-й октавы
3-я струна настроена на ноту соль (G) 1-й октавы
4-я струна настроена на ноту ре (D) 1-й октавы
5-я струна настроена на ноту ля (А) малой октавы
6-я струна настроена на ноту ми (Е) малой октавы
Теперь, зная ноту, которую дает любая из шести открытых струн, а также алгоритм, по которому строится мажорная или минорная гамма, мы можем находить ступени гамм на грифе. Например, на 1-й и 6-й струнах (обе струны настроены на ноту "ми (Е), только находящуюся в разных октавах). Здесь отсчет ступеней гаммы начинается с ноты "ми" (Е, III-ей ступени гаммы), вслед за которой идет нота "фа" (F), отстоящая от ноты "ми" (Е) на полтона. Поэтому, "раскладка" нот на 1-й и 6-й струнах будет такой (мы берем гамму "до-мажор", тоника (нота "до" (С)) помечена красным кружком)
Таким образом, мы сыграли ступени гаммы "до-мажор" на 1-й струне.
На 2-й струне (си, Н) отсчет начинается от открытой ноты "си" (Н, в западных партитурах - В), за которой следует нота "до" (С), отстоящая от нее на полтона. Ноты до-мажорной гаммы на этой струне будут располагаться следующим образом:
И так далее, на 3-й (отсчет от ноты "соль" (G)):
На 4-й (от ноты "ре" (D)):
На 5-й (от открытой ноты "ля" (А)):
На 6-й струне раскладка точно такая же, как и на 1-й:
Следующая схема показывает расположение всех ступеней до-мажора (С) на грифе в диапазоне от "ми" (Е) малой октавы до "до" (С) 4-й октавы (если на грифе имеется 21 лад).
Если внимательно присмотреться к схеме, то можно заметить, что зачастую одну и ту же ноту можно взять в нескольких местах на грифе. Например, ноту "до" 1-й октавы можно взять на 5-й струне на 3-м ладу, а также на 6-й струне на 8-м ладу.
При построении мажорной гаммы обязательно соблюдайте алгоритм "2-тона-полутон-3-тона-полутон".
Ноту "до" 2-й октавы можно взять аж в пяти позициях: на 2-й струне на 1-м ладу, на 3-й струне на 5-м ладу, на 4-й струне на 10-м ладу, на 5-й струне на 15-м ладу и на 6-й струне на 20-м ладу:
Ноту "до" 3-й октавы можно взять на 1-й струне на 8-м ладу, на 2-й струне на 13-м ладу и на 3-й струне на 17-м ладу:
Нота "до" (С) 4-й октавы расположена на 1-й струне на 20-м ладу:
Гаммы в различных позициях
Как видим, мажорную гамму можно сыграть отдельно на каждой струне. Однако, такой способ исполнения гамм представляется не слишком рациональным в силу ограниченности диапазона и неудобства аппликатуры (расположения пальцев). В этом случае при исполнении гаммы приходится перемещаться по всему грифу при том, что диапазон в лучшем случае лишь немногим превышает октаву.
Если двигаться перпендикулярно грифу вверх по диапазону (по направлению от от 6-й к 1-й струне), можно заметить, что каждая следующая струна настроена на ноту большей высоты (в основном на кварту, за исключением 3-й и 2-й струны, интервал между которыми равен большой терции), чем предыдущая. Следовательно, ноты, расположенные на ней, находятся левее этих же нот, расположенных на предыдущей струне и находятся в пределах досягаемости для пальцев. Поэтому, для того, чтобы взять более высокие ноты, вместо того, чтобы резко уходить вправо левой рукой, можно взять эти же ноты на следующей струне, практически не перемещая левую руку. Таким образом, гамму, фразу или пассаж можно сыграть на разных струнах, не осуществляя движения вдоль грифа.
Например, гамму до-мажор можно сыграть следующим образом:
В этой позиции (позиции на грифе гитары также называют "боксами" или игровыми зонами) мы начинаем играть гамму с тоники - ноты "до" 1-й октавы, расположенной на 3-м ладу на 5-й струне, и заканчиваем нотой "соль" 2-й октавы, расположенной на 3-м ладу на 5-й струне. Назовем этот бокс "нулевым", поскольку он начинается с ноты "ми" (Е) малой октавы на открытой 6-й струне.
Ступени, расположенные в малой октаве, являются частью этого бокса и входят в звукоряд, но начинать гамму мы будем с ближайшей тоники (до). Следует отметить, что в этом боксе мы задействуем открытые струны.
Во 2-й позиции 2 (указательный палец по большей части располагается на 2-м ладу) гамма до-мажор будет выглядеть так:
Как и формы аккордов, рассмотренные нами в части 1 и части 2, гаммовые боксы имеют общие ноты, объединяющие их в единую цепочку. В данном случае они расположены на 3-м ладу:
Гамма "до-мажор" (С) в 5-й позиции выглядит так:
Эта зона охватывает 1-ю и 2-ю октавы целиком, а также две ноты малой октавы. Она также имеет общие ноты с предыдущей:
Гамма до-мажор в 7-й позиции имеет такую раскладку ступеней:
Этот бокс также охватывает охватывает 1-ю и 2-ю октаву целиком плюс VII-ю ступень малой октавы (ноту "си" (Н)) и II-ю ступень 3-й октавы (ноту "ре" (D)).
Общие с предыдущим боксом ноты расположены на 7-м и 8-м ладах:
Следующая позиция (9-я) до-мажорной гаммы выглядит так:
Она охватывает почти всю 1-ю октаву, всю 2-ю октаву и нижний тетрахорд 3-й октавы. Взаимосвязь с предыдущим боксом выглядит следующим образом:
Следующий бокс по расположению ступеней повторяет "нулевой", поскольку находится на октаву выше его. Ступени, которые в "нулевом" боксе располагались на открытых струнах, в этой зоне находятся на 12-м ладу:
Итак, как и в случае с аккордом С (до-мажор), мы получили пять позиций соответствующей мажорной гаммы.
В следующей публикации мы рассмотрим простые интервалы, выстраиваемые на основе мажорной гаммы, и их аппликатурные формы.
В заключение хочу предложить вам вариант исполнения гаммы "до-мажор" на две октавы (1-я и 2-я), при этом гамма исполняется в двух позициях - 2-й и 5-й. Последняя ступень - нота "си" (H) 1-й октавы берется безымянным пальцем, после чего левая рука переходит в 5-ю позицию, и нота "до" (С) 2-й октавы прижимается указательным пальцем левой руки: