Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Мы продолжаем наш разговор о мажорном ладе, и в этой публикации мы начнем изучать принципы построения аккордов на ступенях лада. В предыдущих публикациях мы рассматривали и учили графические схемы форм мажорного аккорда по системе "CAGED", их внешнюю составляющую. Теперь, когда мы их запомнили, можно взглянуть на них изнутри, чтобы понять их природу. Ведь для того, чтобы по-настоящему чувствовать музыку, нужно не просто исполнять ее, но и понимать, что мы исполняем!
Аккорды образуются посредством расположения ступеней гамм на определенном расстоянии друг от друга. Для того, чтобы лучше понять принципы построения аккордов, необходимо изучить музыкальные интервалы.
Музыкальный интервал - это расстояние между двумя звуками по высоте. В контексте данной публикации мы пока рассмотрим простые интервалы (строятся в пределах одной октавы) на основе гаммы "до-мажор" (С), запишем их в нотах, разберем схемы расположения звуков интервалов на грифе гитары и попробуем исполнить их. Каждый интервал рассматривается как расстояние между ступенями гаммы. Итак, поехали!
Как нам уже известно, гамма "до-мажор" строится от главной ступени - тоники, к которой тяготеют все остальные ступени. Она будет являться основанием наших интервалов, от нее мы и будем их строить. Каждый из интервалов имеет свое название:
1. Прима (бывает чистая и увеличенная)
2. Секунда (бывает малая и большая)
3. Терция (бывает малая и большая)
4. Кварта (бывает чистая, уменьшенная и увеличенная)
5. Квинта (бывает чистая, уменьшенная и увеличенная)
6. Секста (бывает малая и большая)
7. Септима (бывает малая и большая)
8. Октава (бывает чистая, уменьшенная и увеличенная)
Рассмотрим их по отдельности.
Примечание: В данной публикации мы рассматриваем простые большие и чистые интервалы. О малых, уменьшенных и увеличенных интервалах я буду рассказывать в следующих публикациях по мере необходимости.
1. Прима (ч.1) - интервал, который образуется из двух звуков одинаковой высоты. Его еще называют унисоном. В нотной записи прима отображается следующим образом (в трех октавах):
В 1-й октаве (обозначена фиолетовой рамкой) основание интервала (нижняя нота, от которой он строится) находится на 8-м ладу на 6-й струне, а вершина (верхний звук) - на 3-м ладу на 5-й струне. Они отстоят друг от друга на 1 струну и 5 ладов, поэтому для того, чтобы взять приму, потребуется растяжка пальцев. Это же можно сказать о примах, взятых во 2-й (синие рамки) и 3-й октавах в разных позициях:
Таким образом, первую приму 2-й октавы можно взять на 3-й (основание) и 2 струнах (вершина) на 5-м и 1-м ладах соответственно (вершина отстоит от основания на 4 лада); приму на 4-й и 3-й струнах - на 10-м и 5-м ладах; далее на 5-й и 4-й струнах - 15-м и 10 ладах; на 6-й и 5-й струнах - на 20-м и 15 ладах.
Приму, состоящую из двух нот "до" 3-й октавы, можно сыграть в двух позициях (см. схему).
В нотах эти примы 2-й и 3-й октав записываются следующим образом соответственно:
2. Секунда (б. 2) - второй по счету интервал. От охватывает две ступени гаммы. Его основанием, как и во всех рассматриваемых нами простых интервалах, является тоника - нота "до" (С), вершиной будет нота "ре" (D), она отстоит от основания на 1 тон. В нотах и далее на грифе показан этот интервал в 1-й, 2-й и 3-й октавах соответственно:
На схеме, секунды 1-й, 2-й и 3-й октав обозначены фиолетовой, синей и голубой рамками соответственно . Мы учитываем только те интервалы, ноты которых можно взять одновременно. Секунда относится к диссонирующим интервалам.
3. Терция (б.3) - интервал, который охватывает 3 ступени гаммы, отстоящих друг от друга на 2 тона. В нотах терция до-ми в 1-й, 2-й и 3-й октавах записывается так:
На грифе гитары эту терцию можно взять в следующих позициях:
Большая терция - определенно консонирующий интервал. Именно он обеспечивает характерное мажорное звучание лада и созвучий, построенных на его главных ступенях.
Наверное, вы заметили одну "странную" закономерность, а именно: интервалы, построенные на 2-й и 3-й струнах, графически выглядят иначе, чем интервалы, построенные за 6-й и 5-й, 5-й и 4-й, 4-й и 3-й, 2-й и 1-й струнах (вершина смещена относительно основания на 1 лад вправо по сравнению с остальными парами струн). Объяснение этому я приведу после того, как мы изучим все интервалы в пределах октавы.
4. Кварта (ч. 4) - интервал, охватывающий 4 ступени гаммы. В тональности "до-мажор" его вершиной является нота "фа" (F), отстоящая от него на 2,5 тона. В нотах кварта в этой тональности записывается так:
На грифе гитары кварты в тональности С располагаются следующим образом:
Кварты удобно расположены на грифе и прекрасно звучат, поскольку относятся к консонирующим (благозвучным) интервалам, поэтому часто используются в различных риффах и соло. Например, известные вступительные риффы композиций "Smoke on the Water" (Deep Purple) и "The Man on the Silver Mountain" (Rainbow) исполняются квартами с использованием эффекта перегруза.
5. Квинта (ч. 5) в до-мажоре охватывает 5 ступеней, ее вершиной является нота "соль" (G), которая отстоит от основания на 3,5 тона. На нотном стане интервал выглядит так:
На грифе гитары одну и ту же квинту можно взять двумя способами, поэтому, во избежание загромождения схемы различными элементами мы рассмотрим каждый способ отдельно:
Первый вариант чаще используется рок-музыкантами при игре риффов, нередко в сочетании с квартами.
6. Секста (б. 6) - интервал, который охватывает 6 ступеней, и его вершина отстоит от основания на 4,5 тона. В нотах секста в до-мажоре записывается так:
На грифе гитары тоника и 6-я ступень располагаются следующим образом. Как и квинта, может исполняться двумя способами:
Этот способ подходит для исполнения секст в нижнем и среднем регистрах. В верхнем регистре, в тональности С, использовать данную аппликатуру (через струну) невозможно. Второй способ предполагает следующие аппликатуры:
Этот способ чаще всего используется при исполнении расширенных пассажей и арпеджио, охватывающих несколько боксов. Сексты дают весьма яркое звучание, ими можно обыгрывать различные пассажи и обороты.
7. Септима (б. 7) - интервал, охватывающий 7 ступеней мажорной гаммы. В тональность С вершина интервала - нота "си" (Н), отстоящая от основания на 5,5 тонов. В нотах септима до-мажора записывается так:
На грифе септима в разных позициях и октавах строится так:
Другой, более широкий вариант аппликатуры септимы в мажоре:
8. Октава (ч. 8) - последний интервал в группе простых. В ней вершина отстоит от основания на 6 тонов и повторяет нижний звук, только на более высокой частоте. Октава - консонирующий интервал, при исполнении создает ощущение объема, воздушности. В нотах октава записывается так:
На грифе октавы располагаются следующим образом и образуют сетку из тоник, находящихся в разной позиции. Они могут служить ориентирами при поиске и запоминании других интервалов. Например, по октаве легко найти септиму, поскольку она отстоит от вершины октавы на полтона вниз и, следовательно, находится на 1 лад левее ее.
Еще октавы берут таким образом:
Итак, мы рассмотрели все простые интервалы в пределах гаммы "до-мажор". Пользуясь схемами, попробуйте поиграть их, соблюдая алгоритмы расположения нот на грифе гитары. Играйте интервалы во всех позициях, выделенных цветными рамками, используя показанные аппликатуры.
Про 3-ю и 2-ю струны
Теперь я хочу вернуться на несколько абзацев назад. Помните, я говорил про "странную" закономерность, когда вершины интервалов, построенных на 3-й и 2-й струнах, смещены вправо на 1 лад? Так вот, все дело в строе гитары, точнее - в интервалах, по которым настроены струны.
Итак, давайте вспомним, на какие ноты настроены струны гитары.
Для удобства, мы начнем движение от нижнего регистра к верхнему, то есть от 6-й к 1-й струне.
6-я струна настроена на ноту "ми" (Е) малой октавы;
5-я струна настроена на ноту "ля" (А) малой октавы;
4-я струна настроена на ноту "ре" (D) 1-й октавы;
3-я струна настроена на ноту "соль" (G) 1-й октавы;
2-я струна настроена на ноту "си" (Н) 1-й октавы;
1-я струна настроена на ноту "ми" 2-й октавы.
Эти открытые ноты расположены по следующим интервалам:
Как видим, интервалы между 6-й и 5-й, 5-й и 4-й, 4-й и 3-й, 2-й и 1-й струнами - чистые кварты, а между 3-й и 2-й - большая (мажорная) терция. Если, скажем, нам нужно построить кварты этих парах струн, они будут выглядеть следующим образом:
Большая терция уже чистой кварты на половину тона. Поэтому, чтобы взять кварту на 2-й и 3-й струнах, нам придется расширить аппликатуру на 1 лад, и она будет выглядеть так:
Этот момент всегда нужно учитывать при построении гамм, аккордов, арпеджио, пассажей и т. д.
Заключение
Запоминание аппликатур интервалов заметно облегчит и ускорит процесс усвоения аппликатур аккордов, поскольку они все состоят из интервалов. В следующих публикациях мы посмотрим, как интервалы складываются в аккорды. В частности, мы рассмотрим мажорное трезвучие, как оно строится на главных ступенях лада, и как из трезвучий, построенных на этих ступенях, образуются гармонические модели.