Доброго времени суток!
Мы продолжаем изучение грифа гитары, и сегодняшний разговор мы с вами посвятим транспонированию (переносу) аккордовых форм в другие тональности.
Часть 1. Быстрый способ освоения аккордов на гитаре.
Часть 2. Быстрый способ освоения аккордов на гитаре. Система "CAGED"
В предыдущих публикациях мы рассмотрели систему "CAGED", которая выстраивает аккордовые формы по устойчивой схеме-алгоритму в рамках одной тональности. Сегодня мы посмотрим, как эта схема работает в других тональностях.
Сразу скажу, что здесь будем использовать формы, которые мы разобрали в предыдущих публикациях. Разница лишь в том, что изученная нами аккордовая цепочка-алгоритм будет сдвигаться влево или вправо, в зависимости от выбранной тональности. Итак, приступаем.
Возьмем, к примеру, тональность соль-мажор. Это значит, что на этот раз наша цепочка будет начинаться с базового аккорда G (соль-мажор), в отличие от предыдущей, которая начиналась от базового аккорда С (до-мажор):
Идем дальше по алгоритму CAGED: за формой G (соль) следует форма Е (ми). Мы видим те же тоники, расположенные на 3-м ладу, которые войдут в аппликатуру формы Е и станут связующим звеном между формой G и формой Е. Связка между формами G и E будет выглядеть точно также, как и в тональности С (до-мажор) с той лишь разницей, что общие тоники будут находиться не на 8-м, а на 3-м ладу:
За формой Е (ми) следует форма D (ре). Ее басовая тоника, как мы помним, находится на 4-й струне. Строим от нее форму D и дополняем нашу цепочку:
Мы подошли к форме D, которая замыкает цепочку CAGED. Но поскольку на этот раз мы начали ее не сначала, а с середины (с формы G), у нас остаются еще две формы. Алгоритм содержит всего 5 форм, и после завершающего звена рисунок начинает повторяться. То есть, за формой D, замыкающей цепочку, снова идет форма С (до), с которой начиналась цепочка в тональности С (до-мажор), рассмотренная в предыдущей части. Мы видим тонику на 2-й струне (только уже не на 1-м, а на 8-м ладу), от которой можно построить форму С и продолжить цепочку:
Итак, у нас осталась форма A (ля), которая следует за формой С (до). Присоединяем ее к нашей цепочке и получаем законченную последовательность из пяти аппликатур:
Как видим, цепочка включает те же формы, что и предыдущая, взаимосвязи между аппликатурами полностью сохранены, расположение тоник и остальных ступеней на струнах не изменилось. Отличие лишь в том, что отсчет аппликатур начинается с базовой формы G (соль-мажор), тоники которой расположены не на 8-м, а на 3-м ладу, в результате чего вся последовательность смещается влево, а формы, которые визуально оказываются левее нижнего порожка (С и А), переносятся в правую часть грифа, за форму D. Расположение ступеней аккордов относительно друг друга полностью сохраняется, при этом меняется общая высота звуков (тональность).
Если мы, к примеру, построим цепочку в тональности E (ми-мажор), то есть начиная с аккорда Е (ми-мажор), то она будет выглядеть следующим образом:
Итак, мы выстроили три цепочки аппликатур мажорного трезвучия в тональностях С (до-мажор), G (соль-мажор) и Е (ми-мажор). Давайте посмотрим и сравним их:
Мы не будем рассматривать все возможные варианты построения цепочек во всех тональностях, поскольку каждый может сделать это сам, используя описанный принцип повторяемости форм и опираясь на их неизменное положение относительно друг друга.
Поэтому, я хочу предложить вам самостоятельно построить цепочку из пяти аппликатур по системе "CAGED", начиная, скажем, от аккорда F (фа-мажор) в форме E (ми). Тоники этого аккорда будут располагаться на 6-й и 1-й струнах, на 1-м ладу. В качестве справочного материала вы можете использовать цепочки, приведенные в данной статье.
Итак, мы рассмотрели на практике процесс построения форм аккорда С (до-мажор) на грифе гитары. Прежде чем мы перейдем к разбору аппликатур минорного аккорда (трезвучия), я сделаю несколько публикаций, в которых мы рассмотрим теоретические аспекты образования аккордов, чтобы, как говорится, "разобрать их по косточкам" и понять не только их внешнюю графическую), но и внутреннюю структуру. Ведь чтобы быть хорошим музыкантом, нужно не просто воспроизводить музыкальные звуки, но и понимать их природу, функции и значение.
До скорой встречи!