В Великобритании умерла Мэгги Смит: это сообщение подтвердили ее сыновья Крис Ларкин и Тоби Стивенс. «Она мирно скончалась в больнице рано утром в пятницу, 27 сентября. Она была человеком, любившим уединение, но провожали ее друзья и семья. У нее остались двое сыновей и пять любящих внуков, которые опустошены потерей своей необыкновенной матери и бабушки. <...> Мы благодарим вас за все ваши добрые сообщения и поддержку и просим вас уважать нашу частную жизнь в это время».
Мэгги Смит многим запомнилась по харизматичным ролям Минервы Макгонагалл из франшизы «Гарри Поттер» и вдовствующей графини Грэнтэм из сериала «Аббатство Даунтон». Однако в фильмографии британской актрисы нашлось место большому количеству достойных работ, помимо бесстрашной волшебницы и язвительной аристократки. Карьера Смит началась с участия в театральных постановках, а судьбоносной картиной для нее стала драмеди «Расцвет мисс Джин Броди».
Кинокритик Мария Ракитина вспоминает творческий путь актрисы, которая, несмотря на выпавшие на ее долю испытания, всегда сохраняла чувство юмора и трезво относилась к жизни.
Предрассудки и подмостки
Маргарет (Мэгги) Натали Смит родилась в городке Илфорд графства Эссекс, но выросла в Оксфорде, где ее отец работал профессором. Еще во время учебы в школе для девочек она задумалась о будущей профессии — актерстве, хотя ее мать, секретарь Маргарет Хаттон, настаивала на курсах машинисток, а бабушка твердила, что внучка недостаточно красива, чтобы стать артисткой.
Но амбиции оказались сильнее предрассудков. «Бабушка заявила моей маме, что она не может представить меня на сцене: «Ты не можешь позволить ей пойти в актрисы. Только не с таким лицом!» И я думаю, что это меня так разозлило, что я решила попробовать», — вспоминала Смит. Будущую театральную звезду в ней разглядел один из ее школьных учителей. Не осознававшая своей привлекательности из-за постоянной критики бабушки, Смит решила начать актерскую карьеру с комедий. Она всерьез полагала, что, если она будет смешной, зритель не обратит внимания на «недостатки» в ее внешности.
В 17 лет она поступила в театральную школу Oxford Playhouse, а ровно через год дебютировала на сцене в романтической комедии «Двенадцатая ночь» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Смит энергично и задорно исполнила роль Виолы, которая по сюжету перевоплощается в юношу Цезарио и влюбляется в герцога Иллирии. Непринужденная игра покорила сердце драматурга Беверли Кросса, сидевшего в зале. Смит выйдет за него замуж ровно через двадцать два года после первой встречи. К тому времени она станет состоявшейся актрисой мирового уровня, разведется с актером Робертом Стивенсом, родив от него мальчиков, Криса и Тоби, и будет готова к новой большой любви.
Театральный критик Майкл Ковени писал, что детство Смит серьезно повлияло на ее становление как актрисы. Он охарактеризовал манеру ее игры как «сдержанную, отстраненную, с бормотанием колкостей и слегка злобным треском».
Язвительность перформансов актрисы объяснялась тем, что та росла «одиноким ребенком, враждующим со своими родителями, со школой, с братьями (близнецами на шесть лет старше ее) и даже с самой собой».
Творческий метод Смит заключался не в юношеском бунте против устоявшихся театральных канонов, а в «насмешке со стороны с целью сохранить свой дух и независимость». С 1959 года Мэгги Смит выступала в крупнейшем драматическом театре в Лондоне — Old Vic, чей репертуар составляли постановки шекспировских пьес. Она никогда не считала себя трагиком, поэтому душераздирающие роли давались ей с особым трудом.
«Я хотела быть серьезной актрисой, но, конечно, на самом деле этого не произошло. Я играла Дездемону (в «Отелло» с Лоуренсом Оливье. — РБК Life) с огромным дискомфортом и все время была в ужасе», — вспоминала она. Зато лондонская театральная публика и британская пресса были от Смит в полнейшем восторге. Восходящую звезду обожали за ее аристократичную утонченность и удивительную эмоциональную гибкость.
Люди, которым доводилось созерцать актрису на сцене, отмечали, что ее «лицо постоянно менялось под воздействием игры нервов и выглядело невероятно живым».
Театральный критик и друг Мэгги Смит Бернард Левин писал: «Мисс Смит — ходячее говорящее пламя. И я клянусь, что она никогда не ставит ногу на землю, а парит в ярде над сценой». Несмотря на любовь публики, актриса нередко сталкивалась с колкостями коллег по театру. Из-за эфемерной, неспешной игры Смит задирал Лоуренс Оливье, но актриса быстро научилась себя защищать.
По словам Джона Мэддена, режиссера фильма «Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических», Мэгги Смит обладала «фантастически озорным чувством юмора, которое она использовала с лазерной точностью и мастерством».
Ставить обидчиков на место актриса как раз-таки научилась еще во время службы в театре Old Vic. Когда у Лоуренса Оливье прямо перед выходом на сцену растеклась тушь и ему пришлось клеить накладные ресницы, Смит съязвила: «Ну и как там твои дела, коричневая корова?» (дословно How now, brown cow?) Невзирая на вечные пререкания с партнером по «Отелло», актриса с радостью приняла его предложение стать частью труппы основанного им в 1962 году нового Национального театра. Смит органично вписывалась в спектакли по пьесам Чехова и Стриндберга. «Мне нравится эфемерность театра. Каждый спектакль подобен призраку: он появляется, а затем исчезает», — размышляла актриса.
Свое комедиантское хладнокровие Мэгги Смит привносила и в драматические роли. К примеру, в чеховских «Трех сестрах» она с долей иронии сыграла разочарованную в любви Машу. Однако особенно эффектно Смит смотрелась в образах девушек-сорванцов из произведений Шекспира. Розалинда из «Как вам это понравится» и Беатрис из «Много шума из ничего» ловко транслировали гендерную флюидность, которая стала главной фишкой актрисы на театральной сцене.
Драматический триумф Мэгги Смит состоялся в 1970 году, когда она предстала в образе трагической героини Гедды Габлер в постановке именитого Ингмара Бергмана по пьесе Генрика Ибсена. На сцене актриса выглядела ужасно напряженной и несчастной, нервно жестикулировала с зажатой в пальцах сигаретой, а застывшая на лице гримаса боли навевала мысли о картине Мунка «Крик».
Едва ли кто ожидал от саркастичной комедиантки такой душераздирающей трансформации в современную Медею, но Мэгги Смит превзошла саму себя. По воспоминаниям коллег, она, буквально «жившая на пороге театра», сумела найти баланс между пронзительными выступлениями на сцене и построением карьеры в кино.
Экраны и триумфы
Начиная с 21 года Мэгги Смит осваивала незначительные комедийные телепроекты, но по-настоящему выстрелила, исполнив главную женскую роль в криминальной драме Сэта Холта «Некуда идти» (1958). Смит пронзительно сыграла наивную девушку Бриджит Ховард, которая пыталась спасти канадского мошенника Пола Грегори от грозящего ему тюремного заключения.
За чуткую игру актриса удостоилась первой в своей жизни номинации на премию BAFTA. Признание британскими киноакадемиками обезоруживающего таланта Смит положило начало стремительному восхождению на экране. В 1965 году она вновь вжилась в образ покорной Дездемоны, но уже в фильме «Отелло». За отчаянное перевоплощение в невинную женщину, загубленную ревнивым мужем, Смит получила номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Через пять лет актриса пропустила через себя трагическую историю первой любви в «Расцвете мисс Джин Броди» (1969). Свою героиню, неуклюжую преподавательницу в шотландской школе для девочек, Смит наделила абсурдным и уязвимым характером. Врожденный невротизм Джин Броди был куда красноречивее слов, но риторическая роскошь ее эдинбургского акцента сражала зрителей наповал. За невероятно харизматичную игру актриса получила премию «Оскар», но на церемонии вручения она не присутствовала, а к самой награде отнеслась спокойно.
«Честно говоря, это было очень неожиданно. Когда я начинала актерскую карьеру, я не планировала появляться в кино и на телевидении. Ни капельки. Я просто думала, что свяжу свою жизнь с театром, и это будет чудесно», — вспоминала Смит.
Триумфы в кино омрачались затяжными конфликтами с мужем, который страшно завидовал успеху актрисы. В то время как Смит становилась все более востребованной, Роберт Стивенс терпел неудачу за неудачей. Пока «Расцвет мисс Джин Броди» уверенно завоевывал зрительскую любовь, «Частная жизнь Шерлока Холмса», в которой он сыграл именитого сыщика, терпела крушение в прокате.
Отношения Смит и Стивенса ухудшались с каждым днем. Пока она пропадала на съемках, супруг крепко выпивал и встречался с другими женщинами. Актриса пыталась сохранить брак ради детей и даже водила непутевого мужа к психиатру, который поставил «гиперманиакальную манию». «Врач сказал, что диагноз выражается в резких перепадах настроения и неразборчивых сексуальных связях. И я подумала, что это действительно многое объясняет в поведении Роберта», — говорила Смит.
Как бы она ни старалась найти компромисс в общении с мужем, развода было не избежать. «Я сказала: «Так продолжаться не может», а он ответил: «Нет, не может». Честно говоря, я думаю, что к тому времени для него уже ничего не имело значения», — признавалась актриса. За болезненным расставанием с Робертом Стивенсом, к которому Смит пыталась относиться с долей юмора, ее ждало настоящее семейное счастье.
В 1975 году она сошлась с Беверли Кроссом, который души в ней не чаял и практически боготворил. Брак с драматургом был преисполнен взаимопонимания и колоссальной поддержки. Смит провела с Кроссом идиллические 23 года — в 1998-м супруг внезапно скончался от сердечного приступа. Утрата любимого мужа стала тяжелым ударом для актрисы. Даже спустя четверть века Смит не до конца оправилась от потери: «Принято говорить, что горе проходит со временем, но это не так. Оно просто становится другим».
Голливуд и волшебство
1970–1980-е оказались для Мэгги Смит эпохой расцвета ее таланта в Голливуде. Она снялась в пародийном детективе «Ужин с убийством» (1976) Роберта Мура, где обаятельно сыграла аристократку Дору Чарльстон, которая обожала красивую одежду, дорогой алкоголь и мужа-бездельника.
В «Смерти на Ниле» (1978) она воплотила только на первый взгляд кроткую медсестру мисс Бауэрс. В «Зле под солнцем» (1982), тоже по роману Агаты Кристи о Пуаро, Мэгги исполнила роль язвительной владелицы гостиницы Дафны Касл. Изначально героиня не отличалась крутым нравом, но Смит уговорила режиссера Гая Хэмилтона добавить в амплуа аристократки каплю ядовитого сарказма. Актриса, «на дух не переносящая дураков», передала Дафне Касл свою нетерпимость к чужому безрассудству.
Второй «Оскар» в карьере Смит принесло драмеди «Калифорнийский отель» Херберта Росса, где она фактически воплотила утрированную версию себя. По сюжету британская актриса Диана Барри, получившая номинацию на главную кинопремию мира, металась от паники к полному отчаянию в мучительном ожидании оглашения результатов.
Кто бы что ни говорил, но всемирную любовь Мэгги Смит принесли вовсе не трагикомедии о своевольных женщинах и не экранизации детективов Агаты Кристи, а бессмертная франшиза «Гарри Поттер».
Суровая, справедливая и бесстрашная декан факультета Гриффиндор Минерва Макгонагалл покорила сердца как фанатов британской актрисы, так и тех, кто познакомился с ней впервые. Смит, по ее словам, особенно предрасположенная к ролям «ворчливых пожилых леди» (взять хотя бы авторитарную и консервативную настоятельницу монастыря в «Действуй, сестра!»), блестяще справилась с амплуа профессора Хогвартса.
Актриса воплощала Макгонагалл на протяжении восьми фильмов о мальчике, который выжил. Эмма Уотсон, более десяти лет делившая съемочную площадку со Смит, трогательно отзывалась о старшей коллеге: «Мэгги совершенно прямолинейна и говорит все так, как есть, за что я безмерно ее уважаю. В киноиндустрии не так уж много таких людей. Честно говоря, я никогда не осознавала величия Мэгги. Для меня она была просто женщиной, которая снималась со мной в одних фильмах и покупала мне шоколадные конфеты на Рождество. И я думаю, ей это понравилось. И мне тоже».
Благодаря фэнтези-франшизе в карьере 70-летней Мэгги Смит наступила эпоха ренессанса, но за сильной историей Минервы Макгонагалл на экране скрывалась личная драма актрисы.
В период съемок «Гарри Поттера и Принца-полукровки» у исполнительницы роли руководительницы Гриффиндора обнаружили рак груди. Смит пришлось пройти через несколько операций и выматывающий курс химиотерапии. О боли и бессилии, которые она испытывала постоянно, актриса предпочитала молчать, а в некоторых интервью и вовсе неловко пыталась шутить о пути к ремиссии.
Из-за химиотерапии Мэгги потеряла все волосы, но сумела найти в этом плюсы. На съемках «Гарри Поттера» Мэгги носила парик и иронично замечала: «Его намного проще надевать на лысую голову». И все-таки борьба с онкологией серьезно отразилась на карьере Смит.
Даже после выздоровления актриса чувствовала себя так, будто стала в два раза старше, а в любимый театр не заглядывала целых 12 лет. «Я боялась возвращаться на сцену и чувствовала себя очень неуверенно. Болезнь очень сильно изменила меня. Думаю, все дело в возрасте, в котором я столкнулась с раком. Мне было нужно больше времени, чтобы восстановиться, потому я была уже не такой выносливой», — говорила Смит.
Аббатство и фургон
2000-е и 2010-е были для актрисы периодом двух знаменательных и долгоиграющих проектов — волшебного «Гарри Поттера» и британского исторического телесериала «Аббатство Даунтон».
В 2001 году актриса великолепно воплотила графиню Трэнтем в сатирическом детективе «Госфорд-парк» по сценарию Джулиана Феллоуза. За роль остроумной и высокомерной вдовы Смит едва не получила еще одну премию «Оскар».
Похожую героиню она сыграла в популярном сериале Джулиана Феллоуза «Аббатство Даунтон». Роль саркастичной и неутомимой вдовствующей графини Грэнтэм очаровала зрителей и быстро обрела культовый статус. Смит, подарившую миру двух вдохновляющих героинь преклонного возраста, немного расстраивал тот факт, что зрители в основном запомнили ее по ярким камео в «Гарри Поттере» и «Аббатстве Даунтон». Сама Мэгги не находила роли Минервы Макгонагалл и графини Грэнтем «удовлетворительными».
После завершения этих масштабных проектов Смит в очередной раз превзошла себя и выдала одну из самых трогательных ролей за всю карьеру. В драмеди «Леди в фургоне» (2015) Николаса Хайтнера актриса перевоплотилась в эксцентричную бездомную, которая на протяжении 15 лет жила в автофургоне близ дома драматурга Алана Беннетта. Героиня Смит поражала многогранностью характера: из раздражительной и грубоватой старушки она за долю секунды превращаюсь в беспомощную женщину в беде, которую жестоко отвергло общество. За превосходную игру Смит получила номинации на «Золотой глобус» и премию BAFTA.
Одна из лучших британских актрис в истории кино, лауреат множества престижных премий («Тони» за спектакль «Летиция и дурман», два «Оскара», «Эмми» за «Мой дом в Умбрии» и «Аббатство Даунтон»), обладательница ордена Кавалеров Почета и титула дамы-командора ордена Британской империи никогда не страдала звездной болезнью.
Смит не читала, что о ней писала пресса, ненавидела смотреть картины со своим участием, так толком и не научилась пользоваться интернетом, а светской жизни предпочитала уединение.
Через всю свою жизнь актриса пронесла дружбу с великой Джуди Денч. После того как Елизавета II вручила Смит орден Кавалеров Почета, подруга сказала ей: «Не волнуйся, ты все еще можешь нецензурно выражаться. На самом деле, даже еще чаще».
Актриса, идеально воплотившая Минерву Макгонагалл, на протяжении всей карьеры оставалась честной, непосредственной и уникальной. Такой мы Мэгги Смит и запомним.
Читайте также:
Reuters узнал о состоянии лидера «Хезболлы» после израильского удара
МИД счел «развернутой» первую реакцию Запада на планы по ядерной доктрине
Взрыв на заправке в Дагестане. Видео