Найти тему

Что такое целеполагание и зачем оно школьнику

Оглавление

Цель — намеченный результат жизни, работы, какой-либо деятельности. Например, ребёнок увлекается судомоделированием и мечтает выступить на соревнованиях. У него есть цель — попасть в команду. Без цели человек не знает, в какую сторону двигаться, что конкретно делать и как. Например, многие родители жалуются, что дети, доучившись до 9 или 11 класса так и не могут определиться, куда дальше идти учиться, чем заниматься. Это как раз вопрос целеполагания.

Чего хочет ребёнок?

Если родители говорят, что их ребёнок ничего не хочет, то это гиперобобщение. Неужели он просто лежит и смотрит в потолок целый день? Если это так, то пора бежать к врачу. Если же ребёнок нормальный и посещает кружки, школу, встречается с друзьями, гуляет, то значит он чего-то хочет. Вопрос: чего же хочет ребёнок? Задача родителя — смутные мечты превратить в цель.

Для начала сами подумайте, зачем вам учить ребёнка целеполаганию, чего вы хотите добиться. То есть — какова ваша цель? Может, вы хотите подтолкнуть ребёнка к выбору профессии или повысить мотивацию к учёбе?

Вторым этапом поговорите с ребёнком и выясните, что у него на душе, какие у него желания и мечты. Допустим, вы решили подтолкнуть ребёнка к выбору профессии. Значит, попросите представить, кем он себя видит через несколько лет, чем занимается, что ему приятно. Пусть учитывает, что он этим занимается каждый день на протяжении всей жизни.

Будьте готовы к тому, что ответ не совпадёт с вашими ожиданиями. Допустим, вы ждали, что он видит себя на заводе, а он вдруг рассказывает о путешествих с фотоаппаратом.

Когда вы вытащили из головы ребёнка картинку желаемого будущего, можно, отталкиваясь от неё, выбирать какое-то направление деятельности. Допустим, записаться на кружок по фотографированию или уже имеющиеся фотографии сдать на конкурс. То есть не обязательно ставить глобальную цель — стать фотографом глянцевого журнала, ведь мечты постепенно уточняются. меняются.

-2

Формулируем цель

Цель нужно не только увидеть, но и сформулировать. От того, насколько чётко и правильно вы проговорите, к чему стремитесь, будет зависеть успешность всего предприятия.

Как правильно формулирвоать цель:

  1. Утвердительная формулировка. Например, хочу победить на конкурсе фотографов.
  2. Цель должна относиться к тому, кто её достигает. То есть кто ставит цель, тот её и достигает. Например, «я сдам фотографии на конкурс», а не «мама сдаст фотографии на конкурс».
  3. Какие чувства испытваю, достигая цели. То есть это визуализация. Например, мои работы опубликованы на главной странице сайта конкурса, мне дали денежный приз и диплом, меня поздравляют перед всем классом.
  4. Цель реальная. Например, школьник без опыта, подготовки и профессиональнйо техники, скорее всего, не победит там, где участвуют маститые профессионалы. А вот в детском конкурсе – может быть.
  5. Как цель повлияет на других и на меня. Нужно подумать, а не будет ли цель идти в разрез с интересами других людей.
  6. Цель не должна быть глобальной. То есть достаточно участия в простом конкурсе. Не обязательно сразу замахиваться на вуз или работу, связанную с фотографией.
  7. Какие ресурсы нужны. Например, нужен ли фотоаппарат, модель или поездка к объекту съёмки или достаточно телефона?
  8. Какие препятстивия могут встретиться и как их нужно решать. Например, фото могут не принять из-за качества или других параметров. Нужно найти фотоаппарат и сделать снимки на него.
  9. Какие шаги нужно сделать. Например, изучить условия конкурса, работы победителей прошлых лет и рецензии на них, просмотреть свои работы.

Всё это нужно зафиксировать на бумаге. Когда из аьстрактного смутного желания что-то делать проявляется картинка, кажется, что цель стала ближе.

Работа над достижением цели

Чтобы прийти к цели, нужно выполнить ряд задач. Это промежуточные шаги. Выполняя задачу за задачей, вы становитесь ближе к тому, что хотите. То есть нужно определиться, что делать для достижения цели.

Шаги нужно тоже зафиксировать на бумаге. Например, для ребёнка, который хочет победить в конкурсе фотографии, шаги по достижению цели могут быть такими:

  1. Найти подходящий по возрасту и тематике конкурс.
  2. Изучить условия, определиться, могу ли я их выполнить и что нужно, чтобы выполнить.
  3. Посмотреть работы победителей и участников прошлых лет.
  4. Выбрать тему фотографии, определиться с сюжетом, композицией.

Таких шагов может быть много: более мелкие или более крупные, зависит и от цели и от опыта.

Также стоит подумать над возможными проблемами и их решением. Допустим, если нужен фотоаппарат, то где взять? Попросить у друзей и знакомых, купить или арендовать. Может быть, нужно прокачать навыки фотографии и посетить курсы, почитать книги.

-3

Конкретизация цели

Цель не должна быть общей. Например, «победа в конкурсе» — не конкретная цель. Её нужно сформулировать примерно так: «я занял первое место в конкурсе фотографии под названием … в теме природа родного края».

К тому же цель должна быть достижимой, не противоречить другим целям и быть привязанной ко времени.

Выполнение цели

Дальше к цели нужно двигаться. Для этого заняться планированием времени, чтобы поэтапно выполнять то, что записано в шагах для достижения цели. Можно ставить промежуточные цели.

Задача родителей — поддержать и мотивировать ребёнка, поскольку на некоторых этапах будет сложно и захочется всё бросить.

Итак, чтобы ставить цели и добиваться их, нужно научить ребёнка:

  1. Представлять свою цель максимально чётко.
  2. Правильно формулировать цель.
  3. Ставить задачи.
  4. Конкретизировать цель.

Родители должны выступать поддержкой, направлять ребёнка, а не нести на себе. Настоящее удовольствие от достижения цели можно испытать только когда всё сделал сам.