Все уже, наверное, слышали эту броскую цитату из Суслова-Мединского на тему того, что нечего теперь по 11 лет учиться в школах и пора бы как-то "спрессовать" образование для скорейшей профориентации молодежи.
Слышать это от помощника президента, который пишет учебники по истории и возглавляет военно-историческое общество, довольно занятно - ведь в 19 веке и близко никогда не учились по 11 лет. Если брать даже огрубленно, включая подготовительные гимназии, классические гимназии и реальные училища вместе, то срок условного "школьного" обучения составлял 7 лет. В некоторые годы - 8 лет (т.к. система постоянно менялось), но не более.
Но это ладно - в конце концов, "главый по истории" чиновник государства российского и не обязан знать всех этих нюансов - Екатерину от Елизаветы отличает и ладно. Интереснее, что его рацпредложение поддержали даже в АП - с классическими для современного новояза формулировками (цитата из Пескова):
Последний раз про "уплотнение" говорили еще в 1930-х, когда без суда и следствия у собственников отбирали жилье и делали из нормальных квартир жуткие коммуналки. Тогда это тоже называлось канцелярским термином "уплотнение" - вот уж действительно когда история повторяется во второй раз как фарс.
В чем не поспоришь с Дмитрием Сергеевичем, так это в том, что времена действительно меняются, но не вполне так, как пытается вещать кремлевский излучатель "правды". Ведь, как известно, самая правдоподобная ложь это полуправда, в чем нынешние "сусловы" поднаторели за последние пару лет изрядно.
Речь о том, что потребности РФ или Российской Империи 2.0 действительно изменились. Она и сама сейчас, буквально на наших глазах, проходит кардинальную трансформацию - одни говорят, что от авторитаризма к тоталитаризму, другие - что от гибридной автократии к деспотии восточного типа. Но все это жонглирование словами и не суть.
Более важно, что диктатуры тоже бывают разные - при Александре II, например, в РИ была создана самая независимая и продвинутая судебная система в истории России, при диктаторе Франко в Испании случилось экономическое чудо, и даже военная хунта Пиночета в Чили добилась определенных успехов. То есть при желании излюбленной патриотами "железной рукой" можно даже достигать прорывных результатов (да, та самая набившая оскомину сталинская индустриализация тоже сюда).
Разница в случае современной РФ лишь в том, что сейчас мы имеем процесс обратный развитию - деинтеллектуализацию (страну покинуло больше 5000 ученых), деиндустриализацию (программа импортозамещения сменилась программой китаезамещения) и демографическую деградацию (минус 500 тысяч человек в год). Что-то из этого недосмотр или откровенный провал, но большая часть - вполне осознанная стратегия разворота в 16 век.
Когда у вас глава государства прямым текстом говорит, что нужно вернуться к "многопоколенной семье" из 19 века (это когда внуки, деды и бабки ютились в одной халупе вместе с работающими членами семьи просто потому, что им деться некуда и не выживут они банально без кормильцев - пенсии еще не придумали), или когда член-корреспондент Академии наук на полном серьезе предлагает расселить города; то как-то мало сомнений, куда направлена страна - вперед или назад.
Понятно, что при таком подходе 11 лет школьного образования это роскошь - если вы возвращаетесь к системе хозяйствования 200-летней давности, то и качество человеческого капитала вам нужно соответствующее.
В той же Англии 19 века или Российской Империи дети в 12 лет преспокойно шли работать и никого это вообще не смущало - если может носить, скажем, ведра с углем, то все нормально. И это еще просвещенный век, Дидро и Вольтер свое уже давно отписали. Что уж говорить про какой-нибудь 16-й, куда на всех парах мчит паровоз отечественной государственности.
Одним школьным образование дело, разумеется, не ограничится - тот же Мединский считает, что учиться по 5-6 лет в вузах это слишком долго (при том, что качество подготовки специалистов в стране, мягко говоря, не поражает воображение). Нужно сокращать.
Так что, возвращаясь к тезису Пескова про "оправданную дискуссию", куда-то туда оно все и откатится неизбежно просто в силу разворота страны в прошлое - процесс этот объективный, начатый возрождением всяких пионерий и НВП, и обязанный закономерно закончиться тремя классами образования, т.к. государству все больше будут нужны руки, которые способны худо-бедно держать винтовку или молоток. Причем нужны по историческим меркам срочно - через лет пять, если не раньше.
Нет, конечно, решать проблему нехватки рабочей силы можно было бы решать и как-то менее топорно - например, внедрять системы автоматизации, как это было в Японии, где с демографией давно швах. Но для этого нужна научно-техническая база и технологии - первая утеряна после развала Союза, а вторые за 30 с лишним лет так и не завезли, т.к. ставка всегда была на дешевую и неквалифицированную рабсилу. Которая за два года внезапно кончилась.
Лайк и подписка на телеграм приветствуются