Немецкий концерн Audi столкнувшись с проблемами производства в Европе и объявив о скором закрытии двух своих заводов, включая и остановку производства дорогих электрокаров E-tron в Бельгии (в значительной степени состоящих из иностранных компонентов, я писал об этом ещё два года назад, ссылка будет в конце) объявил о решении открыть завод совместно с китайской компанией КНР. И производить более технологичные и менее дорогие автомобили в Поднебесной. Принадлежащая китайской корпорации Geely некогда шведская Volvo решила изменить стратегию и отказаться от идеи перехода на выпуск только электромобилей. Сохраняя в линейке ДВС и после 2030 года. Российский автомобиль Lada Aura столкнётся с серьёзной конкуренцией в своей нише и не факт, что сможет достойно противостоять. В силу технологического отставания. Считают эксперты.
Наконец, количество предзаказов на российскую разработку электромобиля Атом превысило 100 000.
Такая подборка новостей последних дней говорит и глобальных изменениях на автомобильном рынке. Закате европейских марок и экспансии производителей из КНР. Однако она не даёт представлений о том, каким будет сам автомобиль в ближайшие лет 10? Хотя разговоры на эту тему ведутся постоянно!
Обладая довольно обширным опытом эксплуатации самых разных моделей автомобилей (некоторые обзоры можно найти в этом блоге), практически всех наиболее известных и популярных марок, включая и КНР. Пристально следя и наблюдая за общемировыми тенденциями последних лет, я решил поделиться своими размышлениями на этот счёт. Посмотрим, насколько они окажутся верными.
Но, сперва... Долгое время развитие автомобильной промышленности происходило довольно медленно. И основными критериями оценки были: долговечность (пробег). Активная безопасность (прочность кузова и подушки безопасности). И скоростные параметры. Критерий разгона до сотни и максимальная скорость. Так было примерно до середины 2000-х. Когда стало понятно, что в концепции автомобилестроения грядёт большая технологическая революция. Они в значительной степени совпали со "смартфонизацией" общества. Находясь в положении догоняющего. Сейчас я бы уже так не сказал.
Как таковой "революции" в моменте не было, но примерно с 2012-2015 годов начались стремительные изменения, которые и предопределили дальнейший вектор развития автомобилестроения. Совпадение это или нет, но этот же период соответствует и рывку, который совершил китайский автопром. К примеру, флагман одного из лидеров российского рынка новых автомобилей Chery, в чьём портфеле сегодня так же и ещё четыре автомобильных бренда, в 2015 году выглядел так:
А вот такой предстала новенькая Volvo XC90 на которой я ездил зимой 2015-2016 года. Это был первый опыт "общения" с системой открывания и закрывания багажника без нажатий и касаний (проводя ногой под задним бампером), "круговой камеры" 360, системой удержания в полосе и активный круиз-контроль, проекцией информации на лобовое стекло и минимальным количеством аналоговых кнопок, когда значительное часть систем управления перенесена на дисплей планшета (тогда казавшегося очень большим).
Это была революция для традиционно "колхозной" Вольво, с целью расширения аудитории. А ещё, это было первый большой проект обновления модельного ряда, после того, как Вольву приобрела Geely. "Откатав" таким образом многие идеи, которые сегодня в доработанном виде реализованы на всех современных автомобилях.
Отмечу и ещё один очень важный момент того времени. Именно "китайская" Volvo заявила о стратегии, итогом которой должно было стать достижение цели, когда ни один пассажир или водитель автомобиля не получил бы серьёзных травм и не погиб в ДТП в автомобиле этой марки. Как? Об этом далее.
Последнее время основной вектор внимания уделяется электромобилям. Экспансии и переходу на данный тип автомобильной тяги. Естественно, многие адепты и ангажированные СМИ заговорили о полном отказе от ДВС уже в ближайшее время. Помогали им в этом и крупные автоконцерны. Те самые, что сейчас отказываются от этих планов.
Но это совершенно не означает, что "электромобили" оказались "тупиковой веткой автомобильной эволюции". Проблема совершенно в другом. И развивающийся автомобильный рынок демонстрирует как раз тенденцию к стремительному увеличению производства таких машин и развития технологий.
Я не думаю, что в ближайшие 10-15, а возможно и 20 лет стоит ожидать забвения ДВС и даже какого-то ощутимого доминирования "электричек" в целом. Но в условиях мегаполисов и больших городских агломераций их число будет неуклонно расти и довольно скоро превысит ДВС. Вместе с тем будет развиваться и технологии зарядки, а равно и ёмкости батареи. Позволяя тратить меньше времени на зарядку автомобиля при большем пробеге.
Некоторое время назад были дискуссии на тему того, каким будет автомобиль в части облика. Высказывались предположения, что класс "кроссоверов" окончательно вытеснет и классические внедорожники, и седаны. Уверен, что этого не произойдёт. И сегодня уже очевидны тенденции к формированию нового облика современных внедорожников. С более выраженным отличием от кроссоверов. Седаны (пузотёрки в целом) тоже сохранят свою актуальность и вполне возможно, что доля кроссоверов может начать снижаться. Но это не точно. Вместе с тем, я уверен, в развитие класса минивенов, как автомобиля максимально комфортного для жизни. Сейчас уже есть некоторые очевидные приметы этого явления и в будущем их будет только больше.
Я не случайно упомянул в начале о некоторых базовых критериях, которые в недавнем прошлом лежали в основе оценки автомобиля. А именно: долговечность, надёжность, безопасность и скорость. Далее по ним и пройдёмся.
Начну с последнего. Законы физики не обмануть и когда стало понятно, что скорости 200+ не могут соответствовать никаким критериям безопасности, в тот же момент сошла на нет и актуальность этой темы. Разгон до сотни пока ещё имеет определённое "маркетинговое" значение, но и этот фактор уже далеко не первостепенен. На практике нет никакой разницы за 2 или 5 или 8 секунд твоя "ласточка" набирает сотню, если "впереди камера на 60".
Расход топлива (энергии) или проще говоря экономичность автомобиля уже сегодня играет более важную роль. А в будущем будет ещё более существенной. Расход в 10 л./100 км. даже для семиместного кроссовера уже многовато. Популярные когда-то 20-25 л... "овер ту мач", как говорят наши соседи по еврокоммуналке. Тенденции будущего оптимизация всех параметров автомобиля так, чтобы уровень потребления был минимален. Уже сегодня есть примеры с расходом менее 5 л./100 км, но пока это не имеет массового характера. А будет иметь.
Безопасность. Не случайно я упомянул и о "концепции Вольво". Как достичь цели, чтобы водитель не получил травму в ДТП? Сделать так, чтобы такого ДТП просто не случилось. И в этом помогают, как многочисленные "ассисты" (электронные помощники водителя). Включающие: датчики слепых зон, адаптивные фары с освещением обочины, контроль скорости, активный парктроник и многое другое. Что в целом должно обеспечить если уж не возможность избежать столкновения, то минимизировать последствия от него. Развитие, модернизация и появиление новых систем пассивной безопасности - одно из ключевых направлений для автомобиля будущего. Что, к слову, действует в связке и с изменениями дорожной инфраструктуры. А в будущем увязку в единую систему.
Надёжность и долговечность понятия тождественные. И оба они уже утратили актуальность в прежнем понимании. Нравится вам это или нет. Жизнь современного автомобиля ограничена сроком в 3-5 лет. Далее вся его начинка становится не актуальной, а именно это лежит в основе изменений современного автомобиля. Поэтому пробеги в 300-500+ тыс. км уже не имеют смысла. Как и остальные параметры. Вместо замены агрегатов ты меняешь машину целиком. Как это происходит сегодня со смартфоном. Максимум - замена экрана. В остальном ты просто покупаешь новый. С машинами будет (отчасти уже) примерно так же. И стратегия развития производителей уже сегодня строится по этому принципу.
Базовыми критериями будущего автомобиля станет его глубокая интеграция в городскую среду и формирование единой "экосистемы", когда машина сама будет записывать себя на ТО и заказывать вам пиццу по голосовой команде. Отдельно стоит отметить развитие так называемых AR HUD технологии. Или "технологии дополненной реальности".
Наибольшую актуальность это имеет при использовании навигатора. Уже сегодня в крупных мегаполисах огромное количество многоуровневых развязок. И даже используя навигатор можно запутаться в съездах и уехать совсем не туда. Помимо личного дискомфорта, такие ситуации приводят к повышенной аварийности и возникновению пробок, замедления траффика. HUD технологии сделают маршрут для водителя более понятным. Что скажется и на общем трафике движения.
Конечно, не стоит забывать и о личном комфорте. Уже сегодня некоторые автомобили из КНР позволяют не просто обеспечивать температуру, но и создавать "среду". Включая влажность и даже запахи в салоне. Естественно эти системы будут развиваться и применяться не только в "старших" моделях, но и автомобилях среднего класса. Как это происходило с другими системами.
Вот примерно такие базовые критерии облика автомобиля недалёкого будущего вижу я. Машины, которые заполнят дороги уже в тот момент, когда мои дети достигнут возраста, когда уже можно за руль.
Ждать не так уж долго!
-----------
Спасибо за внимание к публикации, лайки, подписки, комментарии,
Дмитрий Матвеев || ItodorTV.