После 50-ти женщин списывают в утиль. Даже если ты Деми Мур, нельзя всю жизнь оставаться молодой и желанной. На твоё место придёт другая. Но что если эта другая... тоже будет тобой?
Первое, что нужно знать об этом фильме — ему неслучайно дали прокатный рейтинг R. Если честно, я бы дала и выше. Не побоюсь такого заявления, но это самый физически неприятный визуальный опыт в моей жизни. «Сырое» Жюлии Дюкурно или «Целиком и полностью» Луки Гуаданьино, помноженное на десять. Хотя тема каннибализма как таковая здесь не затрагивается, но пожирание одного тела другим является центральной сюжетной линией. Соответственно, здесь очень много мяса, плоти и анатомических подробностей. При мне несколько подростков вышли из зала с рвотными позывами. Положа руку на сердце, я вообще не знаю, как их пустили на сеанс.
Меж тем, фильм ужасен и прекрасен одновременно. Удивительная лаконичность и минимализм сочетаются в нём с размахом спецэффектов и мощью вложенного месседжа. Старые художественные приёмы, такие как «злой двойник» и «портрет Дориана Грея», дышат здесь новой жизнью. Тот случай, когда картина увлекает не на шутку, и при этом многие сцены здесь можно рассматривать под микроскопом. Даже не помню, когда я последний раз испытывала подобное эмоциональное потрясение в кино. Похожий резонанс вызвали «Бедные-несчастные» в прошлом году, и, хотя фильмы абсолютно разные, «Субстанцию» тоже будут обвинять во всех смертных грехах.
Специально для тех, кто любит, чтобы мораль прописывали жирным шрифтом: это история о том, как губительна одержимость внешней красотой и гонка за вечной молодостью. Художественная гиперболизация того, что мы наблюдаем каждый день: «сделанные» губы, «сделанные» )|( опы, «сделанные» $и$ки. Героиня Деми Мур попала в ловушку собственного тщеславия. Единственное, что она умела в жизни, это продавать своё тело. Когда последнее пришло в негодность, она не смогла перевернуть страницу и начать новую главу. В эмоциональном плане это происходит с каждой женщиной, сталкивающейся со старением. Фильм — лишь преувеличенная иллюстрация. Внутреннее уродство, показанное через внешнюю монструозность.
Несколько дней после просмотра я пыталась найти в картине хоть один недостаток. И кроме вызывающей графичности телесных проявлений (которая лично для меня не является аргументом ни «за», ни «против»), я могу предъявить претензии лишь к финалу. Мне показалось, что режиссёр загнала себя в угол и создала эффект завышенных ожиданий. Логичней было бы закончить схваткой двух сущностей (как обычно бывает в история про «злых двойников»), но Корали Фаржа пошла дальше. Результат, на мой взгляд, немного too much: слишком бессмысленно, слишком беспощадно. Впрочем, это скорее придирка с моей стороны, чем реальный недостаток.
Фильм горячо рекомендую! А другие картины, достойные вашего просмотра, можно найти в подборке: