В этой статье мы разберем факторы, которые позволят вам эффективно торговать на маркетплейсах и одновременно снизить зависимость от них.
Технология, о которой говорю, не нова и подходит для всех ниш. Реализуя её, вы получите большее внимание аудитории, желание купить, доверие и готовность заплатить именно вам.
Знаю ⮕ Хочу ⮕Верю ⮕Плачу. Запомните эту схему, на ней всё строится.
Если вы владелец бренда, то можете получить от нас методологию и полный чек-лист без оплаты. Просто прочитайте статью и сделайте мне запрос в личку.
1. Ключевые препятствия на пути к росту.
Вы считаете торговлю на маркетплейсах бизнесом.
На самом деле (соглашусь с одним блогером), компании выступают аутсорсинговыми отделами закупок, которые вкладывают деньги в товар и реализуют схему, в которой 100% заработает маркетплейс. Это значит, что вам нужно пересмотреть свою бизнес-модель и подходы к её реализации.
Маркетплейс — наше всё.
Торговая площадка становится единственным каналом коммуникации с аудиторией и сбыта своих продуктов. Это несет в себе риски и очень ограничивает вас в развитии бренда.
Фокус на продукте, а не на проблеме клиента.
Я общаюсь со многими продавцами на МП и вижу зацикленность на нише и трендах. Предприниматели смотрят, а что у других, пытаются повторить. И мало кто думает, а что же действительно нужно их покупателю. В итоге, не создается ценность бренда и страдает юнит-экономика.
Отсутствие стратегии
Владелец торговой марки часто не понимает, куда движется его бренд и как его развивать. Особенно ярко это проявляется, когда есть 100% зависимость от маркетплейсов. Как итог — работа вне четкой бизнес-модели, отсутствие у бренда аудитории, необходимость постоянного демпинга, кассовые разрывы или низкие финансовые показатели.
Отсутствие упаковки
Часто всё, что есть у торговой марки — витрина на WB, Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет или Авито. И покупатель не может получить большую информацию о бренде. Более того, часто сайт и соцсети напрочь лишены эмоционального слоя, и бренд не может попасть в голову клиента. А ведь именно за его внимание мы боремся.
Отсутствие альтернативных каналов продвижения и коммуникации.
Общение с аудиторией — фактор роста, но большинство предпринимателей не уделяют этому должное внимание. Но большая часть предпринимателей ограничивают контакт витринами маркетплейсов. Аудитория не накапливается, а продажи сильно зависят от места в выдаче.
2. Чек-лист для роста продаж бренда.
Рекомендации ниже подходят для любых компаний, в т.ч. и тех, которые не продают свои продукты на маркетплейсах. И вы можете получить от меня более полное руководство по развитию бренда (об этом ниже).
2.1. Фактор стратегии.
Ниже некоторые принципы формирования стратегии.
Фокус на проблеме клиента, а не на продукте.
Ваш бизнес не в том, чтобы продавать платья на WB, а в том, чтобы заработать на решении задачи привлекательности и уверенности женщины в себе. И ключевая проблема клиента становится центром внимания вашего бренда. И на этом же строится его миссия.
Работа в логике бизнес-модели.
Важно понимать, КТО клиент, ЧТО вы ему предлагаете, КАК это реализуется, ПОЧЕМУ на этом зарабатываете. В рамках одного бренда может быть реализовано несколько бизнес-моделей. Подробнее об этом написано в моём гайде, который вы можете получить бесплатно (об этом ниже).
Бренд, как фреймворк для клиента.
Фреймворк (термин из программирования) — это каркас приложения, состоящий из множества шаблонов, инструментов, объединенных общей методологией решения.
Так и ваш бренд должен стать каркасом из элементов, с помощью которого клиент решает свою задачу, например, создает цельный образ для деловой встречи, свидания и т.п. Такой подход позволит вам выстроить эффективную юнит-экономику.
Что делать, если у вас пока моно-линейка, например, солнечные очки или иной аксессуар? Покажите, как продукт встраивается в разные образы и улучшает их.
Накопление аудитории.
Ваша задача сделать так, чтобы клиенты познакомившись с брендом захотели оставаться с ним на связи. Идеально, если они становятся подписчиками. Но также будет замечательным, если вы просто попали в голову, вызвали приятные эмоции и в следующую встречу будете приняты, как давний знакомый, кому рады.
Продвижение знания о бренде, а не навязчивая попытка продать
На свидании с девушкой (настроенной на длительные отношения) навязывание близости — провальная стратегия. То же самое и при продвижении бренда, только многие об этом забывают.
Ваша задача выстроить систему ненавязчивого продвижения знания о себе. И тогда покупатель сам выберет вас, ведь именно этого вы и добиваетесь.
2.2. Фактор бизнес-модели.
Выше уже об этом упомянул. В моем гайде я подробно описываю бизнес-модели, которые могут реализовать бренды и производители. Их больше, чем одна.
По сути, это каждая бизнес-модель — это схема, с помощью которой вы зарабатываете деньги. Преимущество имеют масштабируемые модели.
- Элементы:
КТО клиент? Важно максимально точно описать портреты аудитории, с которыми вы работаете. "Наши клиенты — все" — формулировка, которая лишает ваш мессидж адресата. - ЧТО вы предлагаете? Нет, это не трусы их хлопка, а комфорт в теле и уверенность в себе от осознания, что на человеке классное бельё.
- КАК это реализуется? И, вот, тут можно про трусы — дизайн, покрой, материал и сопровождающие бренд смыслы, когда покупка его продуктов дает ощущение, что человек приобретает что-то ценное и даже престижное.
- ПОЧЕМУ вы на этом заработаете? Например, вы выстроили юнит-экономику таким образом, что можете продать женщине не одни трусики, а целый комплект, а к нему еще футболки. И таким образом каждый покупатель (ставший адептом бренда) приносит вам не 50 рублей, а, например, 1500 рублей, покупая несколько единиц продукции.
2.3. Фактор анализа покупателя и конкурентов.
Изучив портреты клиентов, вы сможете разговаривать с ними на языке их эмоций. Важно изучить:
- хотелки, т.е. желания. Например, женщина хочет быть уверенной в себе и вы глядеть привлекательной;
- боли. Скажем, есть приобретенные комплексы, а еще отсутствие денег на дорогую и красивую одежду;
- ожидания. Например, это будет стильно, недорого и относительно качественно и из приятных материалов;
- возражения. Быть может, её испугает чуть более дорогая цена или недостаток информации о товаре и бренде;
- вопросы — отзывы, срок поставки, какие есть размеры, как это будет на ней выглядеть и т.п.
Есть еще путь клиента, который показывает, как формируется и закрывается потребность. Об этом в гайде и других публикациях.
Оценивая конкурента, важно обращать внимание на сам продукт (дизайн, исполнение, материалы, цена, репутация), упаковку (про неё здесь) и каналы коммуникаций, объем аудитории и т.п.
2.4. Фактор схемы коммуникаций.
Без каналов общения с аудиторией не получится её собрать вокруг своего бренда. Речь идет не просто о том, чтобы вести соцсети, настроить таргетинг, SEO и т.п.
Важно реализовать короткие, дешевые и масштабируемые маршруты к клиенту, которые вы сможете реализовать на свои ресурсы (деньги, усилия, знакомства, компетенции).
Несколько рабочих схем я привожу в своем гайде, который вы можете получить у меня по запросу. Вот, некоторые его принципы:
- Несколько касаний клиента, чтобы запомниться.
- 80% публикаций SMM посвящено проблеме клиента и лишь 20% вашему продукту. Так есть шанс попасть в рекомендации, получить охваты, а вместе с ними и продажи.
- Максимально точный таргетинг, чтобы отсечь нецелевой трафик.
- Тестирование связки на малой аудитории перед тем, как масштабировать.
Запомните, лояльная аудитория — источник продаж и ключевой актив бренда. Но с ней надо говорить!
2.5. Фактор упаковки.
О многих торговых марках, представленных на маркетплейсах, вы просто не найдете информацию. Лишь у немногих брендов привлекательный и информативный сайт, увлекательные соцсети, а карточка на МП вызывает восторг.
Согласитесь, бренд, о котором есть информация в сети имеет преимущество перед тем, о котором её нет.
Можно выделить три (и даже больше) слоев упаковки:
- Смысловой — это то, что должно по итогу залететь в голову клиента.
- Визуальный — то, как эти смыслы представлены в дизайне и контенте. Это очень важно, люди восторгаются тем, что прекрасно и упорядочено.
- Технический — сервис, ИТ и т.п.
Вам нужно дать представление о:
- бренде и его продуктах;
- о том, как именно они решают проблему человека;
- об оффере, который вы транслируете;
- об основателе;
- о команде;
- о компании;
- об успешном опыте взаимодействия с продуктом;
- о месте, где вы производите, продаете и т.п.
По итогу, у вас должны быть:
- Стильные фирменный стиль и логотип.
- Сайт с проработанным UX/UI дизайном, контентом и функционалом.
- Соцсети, большая часть которых посвящена проблемам, эмоциям, решениям клиентов, а не продаже ваших товаров (и это тоже должно быть).
- Карточки товаров, где красивые фотографии с качественной ретушью, динамичное и информативное видео, понятная и стильная инфографика (а не цыганщина).
- Рекламные креативы, которые вызывают восторг и привлекают внимание.
В кратком гайде об этом написано подробнее, а в полной версии есть заготовки всех этих инструментов.
2.6. Фактор аналитики.
Модель предполагает, что её измеряют. И вам нужно выстроить систему маркетинга, в которой будет модель генерации маркетинговых показателей.
Предпринимая те или иные меры, вы будете видеть, как меняются показатели и какой это дает конечный результат.
Есть несколько методик сбора аналитических данных. Об этом будут публикации на моём канале. Подписывайтесь.
3. Выводы.
Вот, некоторые тезисы, которые следуют принять:
- Модель преимуществ бренда многофакторная и не сводится к чему-то одному.
- Мышление в границах маркетплейсов снижает потенциал бренда и лишает бизнес основы.
- Бренд — это система из множества элементов. И если вы просто продаете на МП, то называться брендом преждевременно.
Я написал гайд, даже в его краткой версии подробно изложено, как выстроить системный маркетинг и продажи бренда, который присутствует на МП. И вы можете получить его без оплаты, сделав запрос мне в личку https://t.me/maxsharun.
Это кратно упростит вам построение маркетинга бренда. Простые инструкции и уже готовые инструменты, которые относительно легко реализовать даже малому бизнесу.
Также обращу ваше внимание, что я и моя команда готовы адаптировать фреймворк (описанный в гайде) под ваш бизнес, внедрить его под ключ своими силами или вместе с вашими специалистами.