Новостные порталы давно окрестили Ратибора Коптилина «вундеркиндом» и «сыном маминой подруги». Школьник из Новосибирска окончил 10-й класс, но уже имеет за плечами множество олимпиадных достижений по математике. Ратибор два раза побеждал на Всероссийской и международной олимпиадах, а ещё на Китайской национальной и олимпиаде Эйлера!
Поговорили с ним о том, можно ли прозреть во время занятий, что делать, если оказался более компетентным, чем учитель, и с каким математиком было бы неплохо встретиться в прошлом.
Пригождается всё
— Когда вы поняли, что вам нравится математика?
После 5-го класса, когда учительница предложила мне и другим ребятам съездить в летний лагерь «Совёнок», организованный в Новосибирске математическим кружком. Уже на ознакомительно-развлекательной смене оказалось, что мне не просто нравится решать задачи, а у меня получается это делать лучше других пятиклассников. После я стал заниматься в кружке два раза в неделю, а потом и втянулся в олимпиады.
— Чем именно привлекла олимпиадная математика?
Тем, что я не получаю знания ради знаний. Когда варишься в олимпиадной жизни, участвуешь в соревнованиях, то каждый новый изученный микрофакт, каждое приложенное усилие хотя бы раз, но пригодится. Это не просто приятно, а даёт дополнительную мотивацию.
— Уже после 8-го класса вы стали призёром Всероссийской олимпиады школьников по математике. Этот успех стал возможен благодаря занятиям в «Совёнке»?
Думаю, да. Сказалось и то, что я прошёл отбор на образовательную смену в «Сириус» и получил там много ценной информации от сильных преподавателей. А уже после медали ВсОШ я попал в отлаженную систему отбора школьников на международную олимпиаду: сборы на протяжении года, полезные занятия. Можно сказать, у меня открылись глаза: я прозрел во многих математических темах и впитывал знания, как губка, раскладывая их по полочкам. С такой подготовкой было уже не слишком сложно победить во Всеросе.
— Чем вам запомнилась первая математическая программа в «Сириусе»?
Больше всего удивило, что в группе я оказался самым сильным решателем задач, хотя она состояла не только из новосибирских детей. Позже меня даже перевели в группу к московским ребятам, что очень вдохновило. Познакомился с крутыми преподавателями, узнал много новых тем: в 7-м классе кругозор ещё узкий, и за три недели можно уложить в голову много ценного.
Я испытал провинциальный шок от экосистемы «Сириуса». До этого часто ездил в разные лагеря, но в основном за деньги. А тут мне повезло отобраться на смену с прекрасными условиями и абсолютно бесплатно. В этом и смысл таких программ: у ребят с разных уголков России есть все шансы пробиться и получить знания от сильнейших преподавателей страны.
— Медаль какой олимпиады вы цените больше всего?
Победу в заключительном этапе олимпиады Эйлера в 8-м классе. Эта победа определила мой дальнейший путь, запустила цепочку событий. Без неё я бы не выиграл на ВсОШ и не попал в систему отбора на межнар.
— Бытует мнение, что олимпиады выигрывают только гении. Вы с ним согласны?
С одной стороны, у ребят, успешных в олимпиадах, есть большая предрасположенность к решению задач. Не уверен, что это можно назвать гениальностью. С другой стороны, чтобы оказаться победителями, они долго работают. Взять хотя бы меня: до того, как стать известным в олимпиадных кругах, я усердно занимался четыре года. Предрасположенность здесь скорее помогла пробудить интерес, мне с самого начала было не очень сложно погружаться в математику. Выиграть без труда, на одном таланте, невозможно.
Монстры окружают
— В СМИ вас часто называют вундеркиндом. Как вы к этому относитесь?
Если честно, мне всё равно, я не воспринимаю журналистику всерьёз. Практически не читаю статей и новостей о моих олимпиадных достижениях, разве только если кто-то отправит из знакомых.
Люди, которые никогда не общались со мной лично, могут видеть во мне гения, человека со сверхспособностью, особенно если плохо разбираются в математике. Но чем ближе мы контактируем, тем проще у них становится отношение ко мне.
— А кто из ребят входит в ваше ближайшее окружение? Только олимпиадники?
Самые разные, но очень непростые ребята, настоящие монстры в других предметах или областях. Например, близкий друг в этом году взял серебро на межнаре по химии, а подруга стала призёркой Всероса по русскому языку. Ещё один друг, мой сверстник, научился мастерски играть на традиционных перкуссионных инструментах, успел и попреподавать, и поиграть на свадьбах. Человек просто прирождённый артист! Вокруг меня не так много людей, но все они уже в чём-то хороши.
— Бывают ли ситуации, когда вы оказываетесь более компетентным, чем учителя? Что делаете в таких случаях?
Такое происходит довольно часто.Иногда указываю на ошибки, пытаюсь оставаться вежливым и не высокомерным. Но чаще предпочитаю не спорить с преподавателями или поправлять их, тем более по математическим поводам. Понимаю, что они делают своё дело и что опыта преподавания у них намного больше.
В прошлое с машиной времени
— Что вы любите делать в свободное время?
Гуляю с друзьями, слушаю музыку, посещаю тренировки по греко-римской борьбе. Ещё люблю побренчать на гитаре — играю не очень хорошо, я больше диванный музыкант. Словом, изо всех сил стараюсь делать что-то принципиально отличное от занятий математикой.
— Как складывается ваш обычный учебный день сейчас?
Он начинается со спешки, потому что я не из тех людей, у кого со сном хорошие отношения. Впопыхах бегу на первую пару и занимаюсь примерно до 14 часов. Обедаю, а потом мой график зависит от того, нужно ли мне готовиться к олимпиадам или экзаменам. Если нет, то просто сижу в общежитии и пью чай с друзьями.
— Что прочитали за последнее время, но не для подготовки к олимпиадам, а для удовольствия?
В какой-то момент открыл для себя русскую классику из школьной программы, прочёл «Обломова», «Преступление и наказание», «Войну и мир». На эти три произведения ушло полтора года, но так и книги объёмные!
— Если бы у вас была машина времени, с каким математиком хотели бы познакомиться?
С одной из самых загадочных личностей. Индийский учёный Сриниваса Рамануджан получил выдающиеся результаты в теории чисел, не имея даже математического образования. В то время европейские учёные не имели нужного инструментария, чтобы доказать его формулы. Это был человек удивительной научной интуиции, который говорил всем, что формулы являлись к нему во сне. Интересно было бы пообщаться и узнать природу его озарений.
Ещё бы отправился в XIX век на встречу к французскому математику Эваристу Галуа. Он, к сожалению, рано ушёл из жизни, но за свои 20 лет успел заложить основы современной алгебры. Спросил бы, почему ему было интересно решать уравнения пятой степени и как он додумался до такого понятия, как «группа».
Для того чтобы записаться на наши курсы по математике и другим предметам, не нужно изобретать машину времени. Достаточно изучить расписание и запланировать обучение до конца года на главной странице онлайн-школы.
Читайте по теме:
Победитель международной олимпиады по химии Матвей Васияров: «Я готовился к этому три года!»
Как победить на международной олимпиаде по физике? Рассказывает Алексей Гашпар