85% городов в нашей стране — небольшие, до 100 000 жителей. Это как правило вызывает осложнения для бизнеса: ЦА меньше, чем в крупных городах, ниже и покупательская способность.
Но есть и плюсы: хорошо работает сарафанное радио, не нужно тратить много средств на рекламу. У бизнеса вряд ли будет много конкурентов в маленьком городе, если предприниматель захочет открыть, например, ветеринарную клинику, она может оказаться единственной.
В статье собрали 5 бизнес-идей, на чем можно заработать, если вы живете не в столицах.
Расчетный счет для бизнеса в Т-Банке:
• Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки;
• Первые два месяца — бесплатное обслуживание;
• Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽.
Узнать больше
Производство фермерских продуктов
Фермерскую продукцию люди стали покупать гораздо чаще, это может стать прибыльной нишей. Начинающие фермеры могут воспользоваться господдержкой, например, получить до 7 млн по гранту «Агростартап».
Какую организационную форму выбрать. Для фермерства подойдут 4 варианта:
- самозанятость. Самозанятые могут продавать только то, что произвели сами, торговать продукцией сторонних производителей нельзя;
- ИП. Индивидуальный предприниматель может продавать любые фермерские продукты. Ограничение — нельзя работать с партнерами;
- Крестьянско-фермерское хозяйство, КФХ. Это объединение людей, которые совместно владеют имуществом, занимаются фермерством и делят прибыль. Такая форма подойдет, если бизнес ведет семья. Глава КФХ должен оформить ИП. По сути, такая форма — это переход между индивидуальным предпринимательством и компанией.
- Компания, например, ООО. Такой вариант будет удобным, если бизнес ведут партнеры.
Можно просто зарегистрировать ЛПХ — личное подсобное хозяйство. Предполагается, что ЛПХ продает только излишки, такая деятельность не считается предпринимательством и не облагается НДФЛ. ЛПХ надо вести без наемных работников, но можно задействовать членов семьи.
Что понадобится для бизнеса. Всем, кто занимается фермерскими продуктами, нужны медицинские книжки. На всю продукцию нужно оформить декларации соответствия и зарегистрировать в системе «Меркурий». В систему загружают ветеринарные свидетельства, это показывает, что продукт безопасен. Тем, кто производит молочные продукты, нужно подключиться к системе «Честный знак» и ставить на каждую единицу продукции код Data Matrix. Это требование не распространяется на самозанятых и ЛПХ.
Идеи для роста бизнеса. Фермерскую продукцию можно продавать не только частным лицам, но и бизнесу: ресторанам, магазинам. Прежде чем выходить на этот рынок, стоит убедиться, что вы можете регулярно делать поставки в нужном объеме.
Можно продавать товар на маркетплейсах. Есть несколько специализированных площадок: Ешь Деревенское, ТВОЙПРОДУКТ, АгроМП. Они могут помочь производителям с логистикой и продвижением. У Ozon есть раздел для товаров с коротким сроком хранения — Ozon Fresh, там тоже можно продавать фермерскую продукцию.
Можно организовывать на свою ферму экскурсии, сельских туризм сейчас становится популярным направлением.
«У нас с мужем небольшое ЛПХ: коровы, лошади, индюки, куры. Мы производим, упаковываем и сами развозим наши продукты. А еще устраиваем экскурсии по ферме, рассказываем, катаем на лошадях, поим чаем и угощаем своими продуктами».
Арина Кувшинова
Ведет ЛПХ в г. Таруса Калужской области, население 10 000 человек.
Организация туров по региону
Сейчас примерно треть россиян ездит отдыхать внутри страны, в другие города. Поэтому внутренний туризм становится перспективной отраслью. Многие небольшие города расположены около уникальных природных объектов — гор, лесов, озер, заповедников. Эти места становятся центром притяжения людей, которым можно продавать готовый туристический продукт.
Какую организационную форму выбрать. Такой бизнес может вести самозанятый или ИП, можно так же основать компанию. В любом из этих случаев экскурсии можно проводить самостоятельно, а можно нанять профессионального гида.
Что понадобится для бизнеса. Если вы будет проводить экскурсии лично, нужно пройти специальные курсы и зарегистрироваться в Едином реестре экскурсоводов и гидов-переводчиков.
Организатор туров несет ответственность за жизнь и здоровье своих клиентов во время тура. Важно правильно информировать людей о том, что их ждет в путешествии, чтобы человек мог отказаться, если он ему не хватает физической подготовки.
Если маршрут потенциально опасен, туроператор должен позаботиться о страховке туристов: помочь оформить полис или заняться этим сам.
Перед началом работы нужно заключить договоры с подрядчиками: гостиницами, транспортными компаниями, организациями, которые занимаются питанием.
Идеи для роста бизнеса. Когда у вас будет опыт по организации туров в регионе, а также база клиентов, можно выходить на туристический рынок России или даже организовывать туры за границу. Нужно найти местных партнеров и подрядчиков, которые помогут сделать тур комфортным.
Можно формировать для клиентов готовые пакетные туры, в которые входит не просто отдых на месте, но и перелет, трансфер, жилье, питание и развлечения.
Зоомагазин
72% жителей страны держит домашних питомцев: самые популярные — это кошки и собаки.
В нише зоотоваров нет сезонных падений спроса — уход нужен животным круглый год.
Какую организационную форму выбрать. Можно работать как ИП или зарегистрировать компанию. Последний вариант будет необходим, если вы собираетесь продавать ветпрепараты. ИП может заниматься такими товарами только если у него есть фармацевтическое или ветеринарное образование.
Что понадобится для бизнеса. Нужно будет снять помещение, заключить договоры с поставщиками и приобрести оборудование. Если не хватает времени стоять за прилавком самому — нанять продавца.
Для кормов потребуются ветеринарные сопроводительные документы, нужно будет регистрироваться в системе «Меркурий». Если собираетесь продавать ветеринарные препараты — нужно получить лицензию Россельхознадзора.
Идеи для роста бизнеса. Можно расширять сеть магазинов или выйти на маркетплейсы. На интернет-площадки лучше не заходить с кормами — рынок поделен между производителями-гигантами. Лучше выбирать товары с невысокой конкуренцией: лакомства, косметику для животных.
Можно оказывать дополнительные услуги, например, открыть при магазине ветеринарный кабинет или груминг-салон.
Детский языковой центр
Исследования показывают, что 74% родителей хотят, чтобы их дети знали иностранный язык. Обычно преподавания в школе не хватает чтобы выучить его в совершенстве.
Чтобы открыть языковой центр, нужно убедиться, что в городе достаточно детей и что их родители готовы платить за дополнительное образование. Можно изучить сайты детский садов и школ и понять, сколько детей их посещает.
Какую организационную форму выбрать. Это должен быть ИП или компания. Самозанятые открыть образовательный центр не могут.
Что понадобится для бизнеса. Нужно будет разработать образовательную программу и закупить методические материалы.
Затем подобрать помещение, оно должно соответствовать санитарным нормам. В правилах прописаны требования к отделке освещению и расположению здания.
Центру потребуется лицензия на ведение образовательной деятельности. С ней предприниматель может нанимать педагогов и выдавать документ об образовании.
Идеи для роста бизнеса. Проблема образовательных организаций в том, что летом наступает низкий сезон. Чтобы выручка не просела сильно, можно открыть летний языковой лагерь.
Можно расширить аудиторию центра — преподавать язык для самых маленьких или наоборот, для взрослой аудитории.
Чтобы потенциальных учеников был больше, проводите языковые курсы онлайн.
Пункт выдачи заказов маркетплейса
В небольших городах выбор товаров в розничных магазинах ограничен, поэтому жители вынуждены ездить в соседние города за покупками. Предпринимателю можно открыть ПВЗ одной или нескольких известных площадок: Wildberries, Ozon или Яндекс Маркета.
Для партнеров из небольших городов и поселков маркетплейсы предлагают специальные программы, поддерживают бизнес на старте. Рассмотрим, что нужно для открытия ПВЗ.
Какую организационную форму выбрать. Для этого бизнеса подойдут ИП или компания. Как самозаняятому работать не получится, потому что с маркетплейсом нужно зключать агентский договор, самозанятые этого делать не в праве.
Что понадобится для бизнеса. Самое главное в бизнесе с ПВЗ — выбрать подходящее место для пункта. Нужно найти место с хорошей проходимостью, обычно это рядом с торговым центром или в густонаселенном жилом квартале.
У маркетплейсов есть карты, где они помечают «сотами» перспективные локации для ПВЗ
После того, как вы нашли место, нужно оставить заявку на сайте маркетплейса, дождаться одобрения, потом сделать ремонт и закупить оборудование. Как должен выглядеть ПВЗ, нужно смотреть в требованиях на сайте конкретной площадки.
Идеи для роста бизнеса. Можно открыть несколько ПВЗ в разных районах города. Это могут быть пункты одного маркетплейса или разных — площадки не запрещают партнерам сотрудничать с конкурентами.
Мы делимся новостями и советами, постим экспертные колонки и проводим прямые эфиры в телеграм-канале для селлеров. Подписывайтесь: @bs_marketplace