Слово «токсичность» стало уже своего рода мемом в популярной психологии. По аналогии с токсичными веществами, которые отравляют все живое, токсичное общение негативно действует на психоэмоциональное состояние ее жертв.
Токсичные коммуникации могут быть серьезной проблемой как в личной жизни, так и в профессиональной среде. Однако с правильным подходом можно минимизировать их влияние и создать более здоровую атмосферу для общения. Помните, что ваше эмоциональное благополучие важно, и не бойтесь принимать меры для его защиты.
Так как же уберечь себя от отравляющего влияния токсичных коммуникаций? Вот несколько стратегий, которые помогут справиться с ними.
1. Определите источник токсичности
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, важно понять, откуда исходит токсичность. Это может быть конкретный человек, группа или даже общая атмосфера в команде. Понаблюдайте за своими эмоциями, в присутствии какого человека вам становится плохо, какие именно его слова и действия негативно влияют на ваше состояние? Токсичные коммуникации могут проявляться в различных формах: от негативных комментариев и критики до манипуляций и агрессии.
2. Не принимайте на себя
Слова агрессора могут быть очень обидными и цеплять за живое, но помните, что токсичные комментарии часто отражают проблемы говорящего, а не вас. Часто люди, резко критикуя вас, на самом деле озвучивают собственные недостатки. Постарайтесь не принимать их близко к сердцу.
3. Установите границы
Выявив источник токсичности и конкретные действия агрессора, выходящие за рамки деловой этики, четко дайте понять, что вы не приемлете такое поведение по отношению к себе. Вы можете сообщить об этом в личной беседе или в формате группы - главное, делайте это прямо и однозначно.
4. Используйте "я-сообщения"
Сообщать о своих границах можно в разной форме. Согласитесь, что обвинения другого человека не приведут ни к чему, кроме агрессивной реакции в ответ. Вместо этого сделайте акцент на своих чувствах. Например, вместо "Ты всегда критикуешь меня", попробуйте сказать"Мне неприятно слышать такие комментарии".Это сразу сделает общение более конструктивным.
5. Сосредоточьтесь на решениях
Вместо того чтобы выяснять, кто прав или виноват, сосредоточьтесь на поиске решения, которое устроит вас обоих. Обсуждайте, как можно улучшить ситуацию, будьте готовы идти на компромиссы, не забывайте, что уступки должны быть взаимными, чтобы итоговое соглашение было справедливым и устойчивым.
6. Ищите поддержку
Одному выстоять перед натиском агрессора очень сложно. Общение с коллегами или друзьями не только улучшит ваше эмоциональное состояние, но и даст вам крепкую опору или покажет другой взгляд на ситуацию, который поможет найти удачное решение. Возможно, кто-то другой в вашем окружении сталкивается с подобными проблемами и вы не одиноки в своей беде.
7. Развивайте собственные навыки общения
Навыки эмоционального интеллекта и гибкость в выборе коммуникативной стратегии помогут сгладить возможные конфликтные ситуации в команде еще в зародыше, пока ситуация не стала критической. Выработка способов адекватного реагирования на возможные противоречия, возникающие в процессе общения - основа эффективной коммуникации.
Если вы хотите развить навыки для поддержания позитивной коммуникации в команде, обратите внимание на наш курс "Эффективная коммуникация с использованием модели DiSC". В рамках него вы научитесь способам выстраивания коммуникации с учетом собственного поведенческого стиля и поведенческих особенностей окружающих и, благодаря этому, минимизировать токсичность во взаимодействии в команде.