Бабье лето и сентябрь в целом весьма популярные время у молодежи для проведения свадеб. А какое бракосочетание сегодня не обойдется без веселого шоу с участием жениха и подружек невесты??? Выкуп невесты, перенос ее через мосты и кража до сих пор является важной частью самого главного праздника для молодоженов. Кто то вспоминает о них с ужасом, памятью как хотел уже бросить бедную невесту в реку, кто то с юмором относится к всевозможным преградам, устраиваемых тамадой и родней невесты.
В продолжении цикла свадебных обычаев и традиций, начало которому послужила статья
И комментарии к которой послужили толчком к этой статье, предлагаю проследить историю и наполнение свадебно традиции выкупа невесты, дошедшей до наших дней.
Языческое корни современных свадебных обрядов
Итак после преодоления фазы общества, когда кровосмесительные близкородственные браки, имевшие хождение на заре общества и в том числе у восточных славян, подтверждение чему мы видим в народном фольклоре, дошедшем до наших дней
Наступает пора, когда в ходу были браки по типу умыкания невесты. В обществе, когда все решала сила и отвага, получение любого имущества, в том числе и жены, происходило преимущественно путем захвата желаемого. Однако, судя по некоторым фразам Повести временных лет, проливающей некоторый свет на обычаи и устои наших долеких предков дохристианской эпохи, не чужд был и обоюдный сговор, но к нему прибегали далеко не всегда.
Практика насилия (склонения) девушек к замужеству издревле знакома большинству народов мира. В некоторых регионах, таких, например, как страны Кавказа или Средняя Азия, этот обряд оказался невероятно живучим и в том или ином виде дожил до современности.
В эпоху повсеместной христианизации этот старинный языческий обычай полностью утратил свои позиции и ныне считается серьезно наказуемым поступком. Однако, он так же дошел до наших дней в виде шуточного ритуала кражи невест на русских свадьбах друзьями жениха.
Следующим этапом развития брачных отношений становится период так называемого Вено, когда понравившуюся невесту покупали у её родных (старшего представителя мужского пола в семье). В поисках невесты женихи с дружинами были вынуждены отправляться в соседние племена или общины, а чтобы уговорить семью девушки отдать ее в чужие края, необходимо было материально заинтересовать будущих родственников.
Лишь после согласования со старейшинами рода размера выкупа невесты молодые могли готовиться к свадебному обряду, после которого девушка навсегда покидала родительский дом. О том, через что ей приходилось пройти, о её фактическом временном переходе в загробный мир я рассказывала отдельно в статье 👇
Аналог выкупа невесты «калым» до сих пор является обязательной частью браков в исламских странах, где девочками и девушками в зависимости от их природных данных (красоты, здоровья, работоспособности) и талантов откровенно торгуют, причем чаще всего калым забирает отец, старший брат или дядя невесты.
Интересно, что в первоначальной мусульманской традиции калым отдавался не семье невесты, а оставался у самой девушки после свадьбы, и даже в случае развода она уходила из дома мужа с этим вознаграждением.
У древних славян Часто отдельный выкуп платился женской части семейства (сестрам и подругам) во время самого свадебного обряда и здесь речь была уже об условном выкупе, носящего шуточный игровой характер. Именно эта часть свадебного обряда и дошла до наших дней.
Зачем переносить невесту через мост (мосты)?
Ненавистная многими женихами (судя по комментариям к предыдущей статье) традиция переноса невесты через мост (мосты) так же имеет древнюю языческую традицию.
Обряд бракосочетания у древних славян не освящался церковью, но был засвидетельствован у старейшины рода на общеродовом сборище с обязательным соблюдением ряда обрядов. Одним из важнейших считалось обязательное пересечение текущей воды – речки или хотя бы ручья. Почему? Потому-что живая вода, по славянской мифологии, разделяет миры, создает переход между этим местом и тем, миром живых и миром мертвых, позволяя путешествовать между мирами. Перенося невесту (не обязательно по мосту, как вариант вброд или на лодке) , жених вносил будущую жену в свой мир (напоминаю, невеста у древних ассоциировалась с мертвецом), когда прошлое, настоящее и будущее сплеталось в новый клубок, закладывая судьбы последующих поколений людей, чье начало будет положено этим брачным союзом.
Пересечением водного потока, о чьем сакральном значении можно прочесть ниже 👇
невеста как бы возвращалась в мир живых, но уже в новом качестве, в качестве жены в роду мужа. Аналог этому действию мы видим в более древних древнегреческих верованиях, где в мифе об Орфее и Эвридике муж следует за женой в преисподнюю для того чтобы вернуть её в мир живых (к сожалению, предание оканчивается печально, но суть примерно та же).
Как это было раньше.
В старину традиция выкупа невесты
представляло собой своеобразной проверкой жениха по целому ряду показателей. В испытаниях проверялась сила, ловкость, смекалка и щедрость жениха и его свидетеля, называвшегося в прошлом дружка.
При въезде в деревню (если жених был из другой) и на пути к дому невесты сельчане загораживали свадебному поезду дорогу и требовали выкупа. Расплачивался всегда дружка (в наше время – свидетель). Широко применялось перегораживание улицы на пути жениха бревном, уложенным на специальные козлы. У бревна – богатырская застава: младший брат невесты со своими друзьями и родственниками невесты. Богатырская застава не пропускала свадебный кортеж, заставляя жениха с дружкой показать свою молодецкую удаль, например, за десять минут перепилить бревно. Сыпались шутки, слышался хохот: «Смотри-ка, кажись, жених топор впервые в руки взял, за острие держится, топорищем рубит». Когда бревно было перепилено, не скупились на похвалу, приносили воды умыться, полотенце утереться. Дорога была расчищена, и поезд жениха мчался дальше к дому невесты, где его ждали новые препятствия.
Когда жених прибывал к месту назначения, ворота и двери в дом уже были закрыты родственниками и соседями невесты. Жениху и его дружке приходилось долго стучать. Когда жених и дружка оказывались во дворе, там всегда было полно ребятни, и всем им надо было дать выкуп – сладости.
Короче, почти как сегодня, разве только сменились декорации этого древнего обряда: вместо деревенской пасторали брачующихся окружает современный урбанистический пейзаж, а само действо перенесено в подъезды высоток👌
Делитесь в комментариях, был ли выкуп на вашей свадьбе и если был, то чем запомнился?
Всегда ваша Морозова 💙
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте