Найти тему
Мороженые сказки

Запретная тема: инцест в обрядовых песнях, сказках, балладах, былинах древних славян

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве и просто заглянувших на огонек!

Продолжая тему брачных отношений, начатую статьей о возрасте вступления в брак на Руси, ознакомиться с которой можно перейдя по ссылке ниже👇

Хотелось бы затронуть запретную тему близкородственных браков и вообще инцестуальных отношений, имевших место в древней Руси и отраженную в фольклоре восточных славян.

Часто тёплая и нежная детская привязанность могла вылиться во вполне осознанное физическое желание. Антикварная открытка «брат с сестрой»
Часто тёплая и нежная детская привязанность могла вылиться во вполне осознанное физическое желание. Антикварная открытка «брат с сестрой»

Всем известно, что инцестуальные браки были широко распространены в древнем Египте у царской семьи, так же подобные отношения практиковались длительное время в Европе среди королевских семей: когда брат мог жениться на родной сестре, дядя - на племяннице и т.д. Как мы знаем, подобные отношения для сохранения чистоты своего рода (крови) впоследствии привели к серьезным проблемам со здоровьем у потомков и исчезновению не одной династии.

А как с этим делом обстояло на Руси и были ли подобные практики в царских семьях и среди простого народа? 

Родственные браки на Руси не поощрялись ни в языческий, ни в христианский период.

В кровосмесительных браках особо отличилась династия Габсбургов, а из неё Филипп 2 дважды женатый на кузине и один раз на родной племяннице. Фото из сети
В кровосмесительных браках особо отличилась династия Габсбургов, а из неё Филипп 2 дважды женатый на кузине и один раз на родной племяннице. Фото из сети

Древние славяне уже знали о том, что кровосмешение может привести к появлению нездорового потомства. Поэтому они запрещали брачные союзы между прямыми родственниками – например, родителями и детьми, братьями и сестрами, дедами и внуками. Наши предки в таком случае говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». А ели вместе, как правило, с близкой родней, с которой жили под одной крышей. Церковные византийские нормы брачного права, пришедшие на Русь с принятием христианства, подтвердили и устрожили этот запрет, но фольклор, который, как мы знаем, имеет древнейшие корни, говорит, что инцестуальные отношения имели место в период язычества  и раннего средневековья на территории Руси, предлагаю посмотреть, какая информация дошла до нас.

Вседозволенность ночи на Ивана купалу

О том что данный праздник имеет древние языческие корни знают многие. Как знают и о широком праздновании макушки лета с кострами, хороводами, гульбищами и последующим омовением. 

В ночь на ивана купалу не только венки плели и через костры прыгали, до 15 века находятся упоминания о спальном грехе в эту ночь. Фото из сети
В ночь на ивана купалу не только венки плели и через костры прыгали, до 15 века находятся упоминания о спальном грехе в эту ночь. Фото из сети

У древних славян Иван Купала был праздником Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому его связывали с днем летнего солнцестояния, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня и придавали ему исключительное значение. 

Если копнуть в истории праздника поглубже, то из летописных источников, дошедших до наших дней, можно установить, что апофеозом празднества после игрищ, обильных возлияний и прыгания через костры был свальный грех. Наказаний за внебрачные половые контакты не было вплоть до XV века, чем наши предки и пользовались. Вот что писал в 1571 году в послании о празднике Ивана-Купала  игумен Панфил: "Егда бо придёт самый тот праздник, мало не весь град возьмётся в бубны и в сопели... и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плесанием. Жёнам же и девкам — главам накивание и устам их неприязнен клич, всескверным песни, хрептом их вихляние, ногам их скакание и топтание. Тут же есть мужем и отроком великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и жёнам мужатым беззаконное осквернение тут же..."

Причем в повальном грехе могли участвовать и состоящие в близком родстве,  что нашло отражение в купальской закличке про знаменитый цветок Иван-да Марья, символизирующий брата и сестру, полюбивших друг друга и наказанных за эту любовь превращением в цветок.

Любовь друг к другу (причём совсем не платоническую) солнца и луны, воды и огня, брата и сестры отразила купальская закличка и легенда о двуцветном цветке Иван-да -Марья. Фото из сети
Любовь друг к другу (причём совсем не платоническую) солнца и луны, воды и огня, брата и сестры отразила купальская закличка и легенда о двуцветном цветке Иван-да -Марья. Фото из сети

В целом купальский ритуал соотносится с стихиями огня и воды, выступающих в мифах в качестве брата и сестры (первоначально близнецов), совершивших кровосмесительные отношения, где жёлтый и синий цвета символизируют их магический союз. Мотив осуждения инцеста символически и выражается в легенде в превращении их в растение - двуцветный цветок - иван-да-марья.

По мнению исследователей средневековый славянин полагал вполне допустимым, что у брата может возникнуть вожделение к собственной сестре и наоборот. Такого рода грех присутствовал почти в каждом из покаянных вопросников и уставов.

Тема инцеста в русских народных сказках 

Мотив инцеста в русских народных сказках реализован в трех моделях: отец дочь, брат - сестра, дядя - племянница. Для русских народных волшебных сказок характерно притязание старшего по возрасту и семейному статусу (отца и брата) мужчины на брак с женщиной, младшей по возрасту и имеющей более низкий семейный статус. Этот обычай был присущ не только славянским племенам. Так, “брачный обычай у веддов позволял мужчине брать замуж младшую (но не старшую) сестру.В европейском фольклоре эта практика широко отразилась в целом ряде общеизвестных сказок типа «Ослиная шкура», «Девушка-безручка», «Черт с тремя золотыми волосками» и др.

Сказка Девушка безручка (и масса других) о греховной страсти отца к собственной дочери. Антикварная открытка
Сказка Девушка безручка (и масса других) о греховной страсти отца к собственной дочери. Антикварная открытка

Устав князя Ярослава, трактующий кровосмесительство в средневековой Руси, предусматривал штраф за связь между родителями и детьми или супругами детей, между братьями и сестрами, а также между свояками и свояченицами. Раз существовало такое определенное наказание, значит к этому имелся повод. 

Браки инцестуального характера достаточно долгое время оставались нормой для царской и княжеских семей (как подражание браку их божественных предков). Исследователь Р.Г. Назимов считал, что “сказочный мотив брака царя с собственной дочерью имеет раннее и широко распространенное соответствие в легитимированных кровосмесительных отношениях царя-отца с дочерью, брата с сестрой».

Мотив брака царя с собственной дочерью был распространен не только в Древнем Египте. Фото из сети
Мотив брака царя с собственной дочерью был распространен не только в Древнем Египте. Фото из сети

Среди прочих дошедшей до нас восточнославянских сказок инцестуального характера, таких как «Свиной чехол», «Терпеливая Елена», «Сестра просела» и других,  особняком стоит сказка «Князь Данила-Говорило».  Текст данной сказки испытал ту же мощную моральную цензуру, что и купальские песни про Ивана да Марью, однако в ряде случаев первоначальный сюжет более явно выступает из-под последующих напластований. В первую очередь обращает на себя внимание то, что кровнородственный брак совершается в княжеской семье, причем по предсмертной воле матери (чтоб жили дорого-богато нужно сохранить  имущество и совершить близкородственный брак). Примечательно, что наличие в сюжете сказки ведьмы, бабы-яги и внезапно взявшейся дочки бабы Яги (представительницы загробного мира) точь в точь похожей на сестру князя, подсказывает, что сам миф об инцесте, рассматриваемом первоначально как положительное явление, возник в эпоху матриархата, когда такие явления допускались.

Инцестуальные отношения в древнерусских былинах

Распространенность  сюжета об инцесте в славянской традиции не ограничивается купальскими песнями, сказками и балладами (например мотив совершения насилия братьями над сестрой характерен для баллад на сюжеты «Охотник и сестра» и «Братья-разбойники и сестра»). 

Михайло Казарин спасает полонянку от половцев, чуть не настлует её и в последний момент останавливается, узнав, что она его сестра. Фото из сети
Михайло Казарин спасает полонянку от половцев, чуть не настлует её и в последний момент останавливается, узнав, что она его сестра. Фото из сети

 Мотив кровосмешания, случившегося или предотвращенного, присутствует как в русской былине «Михайло Казарин спасает свою сестру» (чуть не изнасиловав её при этом и остановившись в последний момент, узнав кто она) или в её более позднем варианте об Алеше Поповиче, так и в героическом эпосе южных славян, у которых есть различные песни на тему «Королевич Марко находит свою сестру». В свете отмеченных выше черт у Соловья-разбойника так же весьма показательным является описание в былине его семейства. На вопрос Ильи Муромца: «Што у тея дети во единой лик?» пленный Соловей отвечает: 

«Я сына-та выросшу, за нёго дочь отдам, 

Дочь-ту выросшу, отдам за́ сына, 

Штобы Соловейкин род не перево́дился». 

Из совокупности приведенных примеров напрашивается вывод, что изначальной основой подобных сюжетов был мифологический прецедент, священный брак брата и сестры (Луны и Солнца, Огня и Воды и  т.д.), положивший начало человеческому роду и изобилию в природе.

Инцестуальный первобрак между божественными началами весьма распространенный мотив всевозможных эпосов, указывающий на дозволенность такого действа в древнейшие времена. Фото из сети
Инцестуальный первобрак между божественными началами весьма распространенный мотив всевозможных эпосов, указывающий на дозволенность такого действа в древнейшие времена. Фото из сети

В более позднюю историческую эпоху подобный брак начинает восприниматься как недопустимый инцест, становится табу, и люди предпринимают все зависящие от них меры, чтобы предотвратить его совершение. Однако память об этом кардинальном событии, несмотря на все последующие его искажения, глубоко укоренилась в народной памяти и, как мы видим, периодически прорывалась на поверхность народного творчества – в мифе, эпосе, сказке, балладе. 

На этом у меня все☺️

Всем добра и до новых встреч! Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja