Найти тему
Истории от историка

Художественная немощь импрессионизма

Из воспоминаний Коровина:
«Поворачивая по Мещанской улице от церкви Троицы на Капельках, мы шли переулком. Длинные заборы, за заборами темные сады. Фонарщик, похожий на крадущегося вора, с маленькой лестницей за спиной, подошел к уличному фонарю и, приставив к нему лестницу, влез. Открыл фонарь и зажег фитиль масляного фонаря. Фонарь осветил темный деревянный забор, ветви бузины и пожелтелые березки за забором. Я остановился.
— Смотри, — говорю я, — как красиво, какая интимность, как приветливо светит фонарь, — таинственная печаль в этом уходящем заборе, какая тайна… Вот что бы я хотел писать. Найти это чувство, это настроение…
— Что тут хорошего? — сказал мой товарищ. — Странно. Да и написать нельзя огонь. Да это глушь какая-то, пустыня, забор, мокрый тротуар, лужи, бузина. Гадость. Да ты это нарочно говоришь?
— Нет, — ответил я, — нет… не нарочно.
И подумал: «Или он ничего не понимает, или я какой-то совсем другой…»
— А что же тебе нравится? — спросил я, идя вдоль забора.
— Как — что? Многие картины мне нравятся. Ну, «Фрина» Семирадского, «Русалки» Маковского...
Не знаю, отчего вдруг мне стало как-то одиноко».

Московских фонарей у Коровина не нашел. Только парижские
Московских фонарей у Коровина не нашел. Только парижские

(Этот отрывок можно сравнить с бунинской "веревочкой" (из "Жизни Арсеньева"): "На Московской я заходил в извозчичью чайную, сидел в ее говоре, тесноте и парном тепле, смотрел на мясистые, алые лица, на рыжие бороды, на ржавый шелушащийся поднос, на котором стояли передо мной два белых чайника с мокрыми веревочками, привязанными к их крышечкам и ручкам... Наблюдение народного быта? Ошибаетесь — только вот этого подноса, этой мокрой веревочки!")

Чистый декаданс. Отчетливо выражено, что у импрессионизма нет глубин, только поверхностное, мимолетное "впечатление".

Можно написать фонарь или костер в ночи и на этом успокоиться, удовлетворив своё зрение и нервы игрой света и тьмы.

Коровин. Костер, 1915
Коровин. Костер, 1915

А можно включить этот образ в более тематически широкое, насыщенное смыслами полотно, зовущее к размышлениям и переживаниям. Например, ночь в русском лагере перед Бородинской битвой или туристическая ночевка (жанровая сценка) и т.д.

Аверьянов Александр Юрьевич. Бивак русской армии, 1992
Аверьянов Александр Юрьевич. Бивак русской армии, 1992

Безусловно художник, берущийся за эту задачу, более соответствует званию мастера. И в поэзии, помимо мгновенных зарисовок, есть множество других способов задрать истине подол. Образ, мысль — более высокие ингредиенты искусства, чем светотень.

И я ценю многие полотна в стиле импрессионизма. Но речь ведь не о личных предпочтениях, а о путях развития искусства. Импрессионизм хорош как техника, но он ущербен и плосок в качестве господствующего стиля и направления.

***

«Эдуардыч, пиши ещё!»

Сбербанк

2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/author/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)

-4

Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!

-5

«Названный Лжедмитрием».

-6

ВКонтакте https://vk.com/id301377172 Мой телеграм-канал Истории от историка.