Тормозные диски являются неотъемлемой частью любого современного автомобиля.
Раньше диски изготавливались из обычного чугуна. Затем производители научились применять чугун с высоким содержанием углерода, что улучшило технические характеристики. Потом стали использоваться сплавы разных металлов: магния, хрома, никеля, ванадия, кобальта и многих других.
Тормозной диск автомобиля состоит из двух частей — центральной ступичной части и рабочего полотна. В зависимости от типа, конструкция может быть либо цельнолитая, либо составная. Центральная часть диска является его основой и устанавливается непосредственно на ступицу, рабочее полотно служит опорной поверхностью для пары трения.
Конструктивно тормозные диски делятся на три типа.
- Сплошные
- Вентилируемые
- Составные
О каждой из них стоит поговорить отдельно.
- Сплошные. Тормозной диск, в котором ступичная часть и рабочее полотно выполнены из цельнолитой заготовки. Такая конструкция не предусматривает дополнительного охлаждения.
Данный тип тормозных дисков ранее использовался как на передней, так и на задней оси автомобиля.
С течением времени сплошные тормозные диски сначала перешли на заднюю ось автомобиля, а затем и вовсе перестали использоваться, отдав свою роль более современным и технологичным вариантам тормозного диска.
- Вентилируемые. Две пластины, соединённые радиальными рёбрами, образующими каналы дополнительной вентиляции диска. Благодаря этим каналам воздух движется от ступицы к внешним краям диска, ускоряя охлаждение системы. Использование воздушной прослойки позволяет снизить температуру рабочей зоны фрикционной пары на 30 % и более
- Составные. Сборная конструкция, состоящая из, как правило, алюминиевой ступичной части и чугунного кольца, являющимся опорной поверхностью в паре трения. Данная технология облегчает вес диска, повышают стойкость к термической деформации, а также минимизируют передачу аккумулированного тепла к ступице.
Данный тип дисков не устанавливается на автомобили бюджетного и комфорт класса. Основные потребители данного продукта - спортивные автомобили. Хотя, нередко используются в качестве тюнинга стандартной тормозной системы.
Тормозные диски имеют так же еще несколько типов, применимые к указанным выше дискам ( в основном относится к составным и вентилируемым)
- Гладкий. Внешние поверхности рабочего полотна диска гладкие.
Все вышеуказанные фотографии дисков ( за исключением составного) являются таковыми.
- Перфорированный. Нанесенные по всей поверхности рабочего полотна сквозные отверстия снижают собственный вес диска, способствуют росту интенсивности охлаждения (что уменьшает риск коробления), а также удаляют газы, образующиеся в контакте фрикционной пары «диск-колодка». В среднем, количество отверстий колеблется от 30 до 40, а в некоторых версиях перфорированный диск может иметь до 100 сверлений.
- С радиальными насечками. Нанесение радиальных канавок (слотов), направленных от ступичной части диска к его внешнему краю, позволяет выводить отработанные частицы фрикционной накладки от точки контакта, а также очищать поверхность колодки.
- С радиальными насечками. Нанесение радиальных канавок (слотов), направленных от ступичной части диска к его внешнему краю, позволяет выводить отработанные частицы фрикционной накладки от точки контакта, а также очищать поверхность колодки.
- Перфорированный с насечками. Комбинированное исполнение, сочетающее сквозную перфорацию с радиальными прорезями. Обладает свойствами обоих видов модификаций.
В данной статье перечислены основные типы дисковых тормозных дисков. Существует еще множество модификаций, которые выпускают тюнинг-ателье, производители гоночных и спортивных тормозных систем, а так же просто любители скорости и хорошего торможения. Но о них будет отдельная статья.