Довольно часто звучит вопрос: КАК ОБЩАТЬСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ, СТРАДАЮЩИМ ДЕМЕНЦИЕЙ? Давайте сегодня об этом и поговорим.
Приветствую вас на моём канале. Меня зовут Наталья Глазова. Я - руководитель московского патронажного центра "Время Заботы", дипломированный тренер-преподаватель по уходу. С 2016 года помогаю пожилым людям и их родственникам в организации ухода.
Важно понимать:
🟡 С определенной стадии заболевания больной не осознает ни происходящих с ним изменений, ни собственной болезни: просыпаясь, он не знает, где он, почему он здесь, кто эти люди, которые его окружают и что они от него хотят. И кто тот старик, что смотрит на него из зеркала.
🟡 Недавние события не запоминаются вовсе, а те, что произошли раньше и оставшиеся в долговременной памяти, постепенно «стираются». Разрушения памяти происходят от настоящего момента к прошлому.
Механизм потери памяти описывала здесь ⬇
🟡 Не имеет смысла спорить, объяснять и доказывать! Они искренно не запоминают того, о чем вы только что договорились. И если с ними спорить и доказывать обратное, больные замыкаются или становятся агрессивными.
🟡 Больные деменцией могут многого не помнить, но хорошо чувствуют ваше настроение. Рядом с ними нужно сохранять спокойствие и доброжелательность, как бы сложно это ни было. Они зеркалят наши эмоции. Спокоен ухаживающий – спокоен больной.
ОСНОВА ЛЮБОЙ КОММУНИКАЦИИ: ГОВОРИТЬ ЧЁТКО, ЯСНО, ОДНОЗНАЧНО
Вот основные принципы общения с человеком, страдающим деменцией:
🟢 Простота и краткость речи
Строить предложения следует так, чтобы они были максимально простыми и короткими. Лучше использовать односложные утверждения или вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет".
- Говорите медленно и чётко.
- Говорите за один раз только на одну тему.
- Используйте короткие предложения (3-5 слов): "Давай пообедаем", "Надень шапку, на улице холодно".
- Избегайте длинных и запутанных фраз.
- Повторяйте информацию, если это необходимо, спокойно и терпеливо.
👍 Пойдём гулять.
❌ Может быть, нам стоит пойти на улицу, потому что светит солнышко и погода хорошая?
🟢 Избегайте вопросов, требующих сложных размышлений
Вместо открытых вопросов лучше предлагать конкретные варианты. Задавайте простые вопросы с выбором:
👍 Ты хочешь чай или воду?
❌ Что ты будешь пить?
❌ Что ты хочешь на ужин?
🟢 Ваши вопросы должны начинаться со слов: КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КАК
👍 Как ты сегодня спала?
👍 Кто к тебе приходил сейчас?
👍 Что ты читаешь/смотришь?
❌ Почему ты не выпила таблетки?
Вопрос “ПОЧЕМУ” старайтесь не задавать, так как он может быть воспринят как обвинительный и вызвать непонимание или даже агрессию.
🟢 Позитивный тон и поддержка
Больные с деменцией очень восприимчивы к эмоциям, тембру голоса, громкости звука. Тон общения должен быть тёплым, дружелюбным и поддерживающим.
- Говорите с улыбкой, поддерживайте зрительный контакт.
- Не спорьте.
- Поощряйте даже незначительные успехи.
- Хвалите человека, говорите ему, что он молодец.
🤐 Не критикуйте, тем более не угрожайте.
- Поддерживайте физический контакт (прикосновение).
- Если больной утверждает, что что-то случилось (например, его обокрали), не спорьте напрямую. Переводим внимание: "Давай поищем вместе" или "Я уверен, что всё на месте. Давай лучше попьём чай, а потом поищем вместе".
- Не говорите: "Ты не прав" или "Это не так", такие фразы могут вызвать агрессию или тревогу.
Используйте при общении метод валидации – принятие реальности больного как реально существующей. Про валидацию подробно писала тут ⬇
🟢 Использование невербальной коммуникации
Больные деменцией часто лучше реагируют на невербальные сигналы. Простые жесты, мимика, прикосновения помогают донести смысл.
- Используйте жесты, чтобы сопровождать слова. Например, если просите сесть, можете указать на стул.
- Иногда простое прикосновение к руке или плечу может быть более эффективным, чем слова.
- Не делайте резких движений и избегайте жестов, которые могут испугать.
🟢 Повторение и рутинные действия
Людям с деменцией важно стабильное окружение и рутинные действия. Это снижает уровень тревожности и помогает больному ориентироваться в пространстве и времени.
- Старайтесь придерживаться одного и того же распорядка дня.
- Повторяйте инструкции и действия, создавая предсказуемость: "Сейчас мы пообедаем, а потом пойдём гулять".
- Избегайте неожиданных изменений в графике, поскольку это может вызывать дезориентацию и страх.
🟢 Не задавайте вопросы о прошлом, не говорите о будущем
Будущее для таких больных – уже что-то непонятное. Поэтому говорить о будущем бесполезно.
Память о прошлом сильно нарушена, и попытки заставить их вспомнить что-то, скорее всего, приведут к беспокойству или даже агрессии.
- Если хотите поговорить о прошлом, делайте это в позитивном ключе.
- Если человек не помнит — не настаивайте.
👍 Ты помнишь, как мы любили ходить на пляж летом.
❌ Ты помнишь о чём эта книга?
❌ Почему ты этого не помнишь?
Не заставляйте своих близких вспоминать. Скорее всего ответы вы не получите, только вызовете у больного чувство вины или смущение:
❌ Вспомни, как зовут вот этих людей на фотографии.
❌ Вспоминай, как зовут твоих внуков.
🟢 Будьте терпеливы
Главный принцип общения с больными деменцией — терпение и понимание.
Задавая многократно один и тот же вопрос, больной человек не издевается над вами. Он не осознает, что только что уже спрашивал вас. Для него всё как в первый раз. И когда вы реагируете на повышенных тонах: «Мама, я только что тебе уже отвечала на этот вопрос», ваш больной искренне не понимает, почему вы вдруг злитесь на него. Он же только спросил какой сегодня день недели/когда будем ужинать/когда пойдем гулять/сколько времени и так далее.
- Отвечайте на одни и те же вопросы с одинаковым спокойствием.
- Терпеливо реагируйте на повторяющиеся вопросы и действия.
Важна мягкость, простота и предсказуемость в общении. Нужно учитывать эмоциональное состояние больного, быть готовым проявлять терпение и, главное, не требовать от человека того, что он не может выполнить в силу своей болезни. Вы же не выжимаете лимон, чтобы получить томатный сок. Это маленького ребенка мы учим. А у больных деменцией стараемся сохранить то, что есть.
Сил вам, дорогие 💜
Приглашаю вас в свой ТГ-канале "Говорим про уход", где еще больше полезной информации об уходе за пожилыми людьми.
Если вам нужна консультация по услугам сиделки, по организации ухода за пожилым человеком, обращайтесь в патронажный центр "Время Заботы". Постараемся вам помочь.