Найти тему
Coracero

Танковые дивизии и Служба снабжения Сухопутных войск Вермахта.

Оглавление

В 1940-м году, по окончании военной кампании во Франции, командование Вермахта начало серьёзную реформу Сухопутных войск, в преддверии большой военной кампании на Востоке. Число танковых и моторизованных дивизий предполагалось увеличить вдвое. Одновременно с этим, требовалось вывести из линейных подразделений танковых дивизий лёгкие танки Pz.I и Pz.II, впрочем, сохраняя их в разведывательных и вспомогательных. Также реформа выпадала и на хронический срыв планов по выпуску средних танков Pz.III, что и должны были стать самыми массовыми танками линейных подразделений, а французские (и английские) трофеи, в отличие от чешских, в линейные подразделения, да и, вообще, в состав танковых дивизий, годными не считались* - из них формировались лишь отдельные танковые батальоны.

  • идеи использования французских трофейных танков для укомплектования целых дивизий появлялись, в том числе, за авторством Гитлера,
  • на них должны были возлагаться оккупационные функции, но обстоятельства, что будут описаны ниже, не позволяли сформировать "второсортные" танковые дивизии, несмотря на наличие танков

По идее, если оценивать танки как главную меру боевой мощи, что давно уже стало привычно многим любителям [поговорить о] военной истории, должен был либо возникнуть значительный дефицит* бронетанковой техники в новых соединениях, либо программа радикально корректироваться в сторону уменьшения числа танковых дивизий. Определённая и значительная корректировка планов, действительно, произошла, от 24 запланированных, изначально, к 20 танковым дивизиям: 10 уже существовавших + 10 новых, сформированных в 1940-м году; позднее, уже в январе 1941-го была сформирована ещё одна моторизованная, но с двумя танковыми батальонами в составе, для действий в Африке.

  • в "Военном дневнике" Ф.Гальдера (начальника Генштаба Сухопутных войск) за 26-е сентября 1940-го года есть такая, например, парадоксальная запись:
16-я танковая дивизия будет готова в октябре, но она не имеет танков

Однако, корректировка эта происходила в мае-июне 1940-го года, просто по факту перехода от постановки задачи к первой прикидке по её реализации, сама реализация даже не начиналась (новые ТД будут формироваться с конца июля, достигая готовности в октябре-ноябре).

  • запись в "Военном дневнике" от 28-го мая 1940-го года:
метка "6" - это, как раз, отсылка к записи от 18-го июня
метка "6" - это, как раз, отсылка к записи от 18-го июня
  • запись в "Военном дневнике" от 18-го июня 1940-го года:
метка "2" - уточнение редактора о 9-й ТД (всего два танковых батальона на два мотопехотных полка) не посчитанной Гальдером, вероятно, он рассматривал её как усиленную моторизованную
метка "2" - уточнение редактора о 9-й ТД (всего два танковых батальона на два мотопехотных полка) не посчитанной Гальдером, вероятно, он рассматривал её как усиленную моторизованную

Что ещё интереснее, на этапе практической реализации, эти начальные прикидки были реализованы именно как прикидки*: танковые дивизии не делились надвое, изымались только "лишние" танковые батальоны, основой восьми из десяти новых формирований стали существующие соединения - 7 дивизий и одна бригада, но вот расчёт на число дивизий выдерживался довольно строго.

  • упоминавшиеся у Гальдера пулемётные батальоны и 60 дивизий (подлежавших расформированию, на тот момент) были использованы, в основном, для пополнений уже сформированных танковых дивизий, штат которых менялся, и лишь две танковых дивизии (18-я и 20-я), на самом деле, стали "сборными солянками"
  • при создании моторизованной дивизии для африканского ТВД, были использованы ещё два танковых батальона, что привело к небольшому отходу от планов по числу танковых батальонов в дивизиях
таблица - Мюллер-Гиллебрандт "Сухопутная армия Германии 1933-1945"; в таблице учтены также и разведывательные батальоны дивизий
таблица - Мюллер-Гиллебрандт "Сухопутная армия Германии 1933-1945"; в таблице учтены также и разведывательные батальоны дивизий
Танковая дивизия Вермахта образца 1941-го года. Эволюция и предопределённость.
Coracero1 марта 2021

Тыл Сухопутных войск Вермахта для операций во Франции и СССР.

Практически, тем фактором, что позволил "клонировать" танковые дивизии, несмотря на нехватку танков, но не давал использовать, в их составе, трофеи успешной Французской военной кампании, были автомобили. Планируемый размах новой военной кампании требовал больше машин для снабжения грузами и топливом, чем это было в Бельгии, Нидерландах и Франции, для окружения основных сил противника - сказывались и площадь нового театра военных действий, и необходимость наносить сразу несколько стратегически важных ударов вглубь обороны Красной Армии, в то время как во Франции потребовался лишь один.

Соответственно, изменился и набор "инструментов". Место одной, отчасти ещё импровизированной, Танковой Группы Клейста, заняли четыре номерных Танковых Группы, собственно, для их насыщения войсками и требовалось размножить танковые дивизии. Из 21 танковой дивизии, считая с "африканской моторизованной", 19 были развёрнуты против СССР, а из них 17 входили в состав Танковых групп и 2 оставались в Резерве Главного Командования Сухопутных войск. Каждой из ТГ требовался надёжный "длинный" тыл и большой обоз.

  • аналогичным образом распределялись и моторизованные - из 13 моторизованных пехотных дивизий, 12 в Танковых Группах и только одна в РГК
  • во Франции, только 5 из 10 ТД входили в состав Танковой Группы Клейста

Расчёт сделанный генерал-квартирмейстером Генерального штаба Сухопутных войск Э.Вагнером в ноябре 1940-го года был довольно красноречив. Обеспечение группировки только одних лишь Сухопутных войск (Heer или Heerswaffe) для вторжения в СССР оценивалось в 500 тысяч автомашин и 300 тысяч лошадей - а это было, на тот момент, всё наличие автотранспорта по Вермахту. При воплощении этих расчётов в жизнь, без грузового автотранспорта остались бы Люфтваффе и Кригсмарине (флот).

  • запись в "Военном дневнике" от 12-го ноября 1940-го года:
-4

И, если пехотные дивизии возможно было переводить на конную тягу, изымая часть грузовиков из существующих и формируя новые ПД с ещё меньшей долей автотранспорта, то танковые и моторизованные требовались, в первую очередь, как подвижные соединения, и тут никакой альтернативы механической тяге и автомобилям не было.

таблица - С.Н.Михалёв "Военная стратегия"; несложно заметить, что при большей глубине операций в СССР, размах по фронту в одной только Белорусской оборонительной уже превышал масштаб операции по плану "Гельб" - по разгрому сил союзников в Бельгии и на севере Франции. "Рот" - следующая операция, проводилась уже в глубине территории Франции, с целью окончательного уничтожения её армии
таблица - С.Н.Михалёв "Военная стратегия"; несложно заметить, что при большей глубине операций в СССР, размах по фронту в одной только Белорусской оборонительной уже превышал масштаб операции по плану "Гельб" - по разгрому сил союзников в Бельгии и на севере Франции. "Рот" - следующая операция, проводилась уже в глубине территории Франции, с целью окончательного уничтожения её армии

Опыт операций во Франции только закрепил такой порядок действий, при котором танковые дивизии должны стремительным ударом прорывать оборону противника или входить в готовый прорыв, выходя в тыл противнику, пересекая уже его снабжение или достигая иных стратегически важных целей с перспективой создать окружение, но не участвовать в затяжных сражениях, где противотанковая и полевая артиллерия противника быстро сократят бронетанковое "поголовье". Этот же опыт говорил и о том, что танки ненадёжные и недостаточно быстроходные на марше, какими и были, в основном, французские, а довеском к тому были проблемы с их вооружением и броневой защитой, не подходят для формирования полноценных танковых соединений.

Расширение состава танковых дивизий, само по себе, проделывало небольшую брешь в германских Резервах Главного Командования Сухопутных войск*

  • OKH/Oberkommando des Heeres - тот редкий случай, когда на немецком звучит удобнее и короче

- в состав танковых дивизий были включены новые моторизованные пехотные батальоны, а сами штаты батальонов изменены, увеличив состав и в уже имеющихся, введены дивизионы тяжёлых орудий (взяты напрямую из артиллерии РГК), вместе с их механизированной тягой, а средние танки, доля которых в войсках выросла, требовали и более тяжёлой механической тяги, 20-тонных прицепов для перевозок/эвакуации техники, и больше топлива на один танк. Всё это, в сумме, означало ещё больше машин и у снабжения самих дивизий, и в составе автотранспортных частей Резерва, а также батальонов и транспортных колонн службы снабжения РГК Сухопутных войск.

Если перейти к более конкретному описанию тылового обеспечения, то, накануне вторжения во Францию, в составе Резерва Главного командования Сухопутных войск Вермахта имелись три отдельных автотранспортных полка (по три автобата в каждом) и один отдельный автотранспортный батальон. Каждый полк, по описанию, был способен одномоментно перевезти целую пехотную дивизию. Об изменениях в их составе накануне вторжения в СССР ничего не известно, структурно, оставались всё те же три полка и отдельный батальон.

Части и подразделения снабжения Резерва Сухопутных войск Вермахта в 1940-м году.
Части и подразделения снабжения РГК Сухопутных войск Вермахта в июне 1941-го года.

Изменения в Службе снабжения, также входящей в Резерв Главного командования, были куда более явными. Если в мае 1940-го года эта служба располагала 66 батальонами снабжения и 125 отдельными колоннами*, то к июню 1941-го было уже 84 батальона и 176 колонн снабжения.

  • стандартная колонна рассчитывалась на 30 тонн грузоподъёмности, см её штат и подробности по Службе снабжения по ссылкам выше

Помимо роста числа подразделений, из ведения Службы снабжения пропали такая узкоспециализированная экзотика как два батальона носильщиков и два горно-транспортных батальона (мулы, вместо лошадей), а также единственный батальон бронированных машин подвоза боеприпасов, который применялся только на фронте.

  • подразделения подвоза в составе Службы снабжения на 1941-й год:
  • 33 автомобильных батальона снабжения
  • 32 частично моторизованных батальона снабжения
  • 19 гужевых батальонов снабжения
  • 146 автоколонн снабжения
  • 30 транспортных колонн (без уточнений)
  • всего — 84 батальона и 176 колонн снабжения
фото - сайт Военный альбом; Греция, апрель 1941-го года - разрушенный мост армию не остановит
фото - сайт Военный альбом; Греция, апрель 1941-го года - разрушенный мост армию не остановит

Число транспортных батальонов на конной тяге выросло в разы, с 5 до 19, но и автомобильных стало существенно больше - в 1940-м лишь 23 автобата и 3 батальона автоцистерн были укомплектованы только автомашинами, а ещё 20 моторизованы частично. В сумме этих изменений, тоннаж транспортных подразделений вырос с 20 тысяч тонн до 45 тысяч тонн*, а эффективность использования транспорта Резерва обеспечивалась офицерами службы генерал-квартирмейстера прикомандированными к штабам Групп армий.

  • сведения о суммарной грузоподъёмности приводит Мюллер-Гиллебрандт в работе "Сухопутная армия Германии. 1933-1945", но с такой формулировкой, что, возможно, речь только об автотранспортных частях и подразделениях:
-7

Разумеется, "длинное плечо" снабжения обеспечивалось железнодорожным транспортом, автомобили же Резерва должны были обеспечивать перевозки в промежутке от конечных доступных станций до армейского или войскового тыла, а также придаваться войскам, в особенности, танковым и моторизованным дивизиям на направлениях главных ударов, составляя их "мобильные склады", позволяющие активно действовать даже в отрыве от снабжения.

Подразделения снабжения танковой дивизии.

Что же касается самого войскового тыла, то и дивизиям Вермахта требовалось измениться, дабы соответствовать масштабам операций. Пехотные дивизии, изначально имея весьма солидный обоз и средства подвоза*, предполагалось использовать вслед за танками, без отрыва от снабжения, так что они в принципиальных преобразованиях своих снабженцев не нуждались, а вот танковым и моторизованным, напротив, предстояло быть и главным средством прорыва обороны, чтобы избежать задержек связанных с действиями пехоты, и, далее, действовать в глубине обороны Красной Армии, зачастую, отрываясь от централизованного снабжения. Хотя часть их потребностей должен был покрыть Резерв Сухопутных войск, придавая дивизиям транспорт, в первую очередь, автоцистерны, но и на собственные их средства снабжения нагрузка значительно увеличивалась.

Если взять, для сравнения и наглядности, штаты 9-й танковой дивизии Вермахта перед кампанией во Франции и перед кампанией в СССР, то при всё тех же двух танковых и четырёх моторизованных пехотных батальонах* в её составе, расчётная грузоподъёмность транспортных колонн, для централизованного подвоза*, выросла с 210 тонн до 390 тонн, почти вдвое. При этом, в период с мая 1940-го по июнь 1941-го, единственной заметной прибавкой, на балансе 9-й ТД, стал дивизион тяжёлых полевых гаубиц sFH.18 (12 орудий), вошедший в состав артполка, но едва ли один дивизион потребовал снабжения больше, чем остальной артполк, почти наравне со всей дивизией.

9-я танковая дивизия Вермахта. Справочный материал для статьи о тыле танковых дивизий Вермахта.
  • штаты пехотных батальонов в танковых дивизиях увеличились (см начало статьи), но 9-я ТД во Франции имела целый разведывательный полк, который к 1941-му превратился в обычный разведбат, так что пехотных подразделений в дивизии осталось, примерно, столько же, сколько и было
  • речь идёт о хозяйстве начальника снабжения дивизии, как и в предыдущей статье

Несмотря на то, что и в 1941-м году штаты каждой танковой дивизии Вермахта оставались уникальны, был и определённый прогресс в достижении их единообразия. В 1940-м году, при разнобое в штатах самих дивизий (от 2 до 5 танковых батальонов в одном или двух танковых полках, как пример), их снабжение было стандартным и соответствовало той же 9-й ТД (см схему ниже).

1940-й год, 9-я ТД
1940-й год, 9-я ТД

В 1941-м же снабжение приводилось в соответствие со штатами дивизий. 9-я ТД, как и другие дивизии с двумя танковыми батальонами, имела расчётный тоннаж своих колонн на 390 тонн, дивизии же с тремя танковыми батальонами (кроме 17-й ТД), имели колонн снабжения на 450 тонн, получая, довеском, одну "тяжёлую" 60-тонную транспортную колонну.

1941-й год, 9-я ТД
1941-й год, 9-я ТД

Тут нужно отметить, что, помимо транспортных колонн в распоряжении начальника снабжения, в состав дивизии входили и подразделения обслуживания, начиная от полиции и медслужбы, заканчивая пекарями и мясниками. Последних стоит выделить особо, потому что в привычных нам понятиях, они бы также относились к снабжению дивизии, но в расчётный тоннаж транспортных колонн их обоз, а он довольно солидный, не входит. Выше подсчитаны только средства централизованного подвоза, отражённые на схемах.

  • пекари - отдельная рота (два взвода): 6 тяжёлых грузовиков (по 4,5 тонны каждый, грузовые или специальные), 2 автоцистерны с водой (также на шасси тяжёлого грузовика), 6 прицепов, автобус и ещё 3 лёгких грузовика, плюс 2 легковых машины и 2 мотоцикла
  • мясники - отдельный взвод: 6 средних грузовиков (3 тонны), 3 лёгких (1,5-2 тонны), прицеп-генератор, 2 легковые машины и 3 мотоцикла

Ещё один нюанс - это состав самих транспортных колонн. Их основой были транспортные отделения по 5 трёхтонных грузовиков, на каждые два таких отделения выделялся 1 лёгкий грузовик уже для их обеспечения, перевозивший хозяйство транспортников. Лёгкая транспортная колонна на 30 тонн или колонна ГСМ на 25 кубометров включала два таких отделения, тяжёлая (60-тонн) или колонна на 50 кубометров, соответственно, четыре транспортных отделения. Каждая колонна имела один-два легковых автомобиля и по три мотоцикла - управление колонной и сопровождение.

  • для примера, штат №1232 - колонна автоцистерн на 50 кубометров:
  • управление колонны - легковой автомобиль, 2 мотоцикла (1 с коляской)
  • четыре транспортных отделения - по 5 автоцистерн на шасси средних грузовиков
  • обеспечение колонны - 2 лёгких грузовика и 1 мотоцикл с коляской

Автотранспортные роты имели другие штаты, в зависимости от подразделения, при котором они действовали, могли меняться число и состав транспортных взводов.

  • автотранспортная рота при штабе снабжения танковой дивизии - штат №1255:
  • управление - 1 лёгкий грузовик, 1 легковой автомобиль, 2 мотоцикла с колясками
  • три взвода снабжения - по 3 средних грузовика и 1 мотоциклу с коляской в каждом
  • технический взвод - 3 средних грузовика и 1 мотоцикл с коляской
  • обеспечение - 1 лёгкий грузовик и 1 мотоцикл

Таким образом, в составе транспортных колонн, в распоряжении начальника снабжения "двухбатальонной" танковой дивизии, было 130 средних грузовиков и 60 автоцистерн, к которым прилагались ещё 19 лёгких грузовиков, а также легковые машины и мотоциклы. Автотранспортная рота добавляла в "копилку" 12 средних и 2 лёгких грузовика, хотя эти-то машины были скорее "обслугой" для остального хозяйства начальника снабжения.

фото - сайт Военный альбом; германская автоколонна на улицах Смоленска, 1941-й год
фото - сайт Военный альбом; германская автоколонна на улицах Смоленска, 1941-й год

Дороги и сражения.

В военно-исторической публицистике распространено мнение, с подачи мемуаров и работ битых гитлеровских генералов, что у немцев постоянно всего не хватало*, а снабжение было выстроено вкривь и вкось - железные дороги и автотранспорт Сухопутных войск относились, о ужас, к разным ведомствам - ни у кого такого бардака не было, НКПС и ГАБТУ КА соврать не дадут! Параллельно, может идти описание той же германской танковой дивизии, с нарочитым восхищением целым "городом на колёсах". И, нет, далеко не всегда люди могут увидеть тут противоречие.

  • выделяемые специально под хознужды транспортных колонн грузовики очень "тонко" намекают, на остроту проблем Вермахта с оснащением автотранспортом

На практике, главным достоинством всего описанного выше, по тексту статьи, в том числе и в сравнении с Красной Армией, было его воплощение в жизнь. И дивизии, и Служба снабжения Сухопутных войск Вермахта, накануне вторжения в Советский Союз, на самом деле, имели технику в соответствии со своими штатами. Да, для этого пришлось изымать автомобили из пехотных дивизий, заменяя лошадьми или оставляя без транспорта (на Западе), больше полагаться на гужевой транспорт в Службе снабжения, изымать транспорт, включая лошадей, у населения, а, главное, тратить на производство машин всё больше средств.

Помимо транспорта, в распоряжении Сухопутных войск имелись свои дорожные службы, от регулировщиков движения (10 батальонов Резерва), до строителей - 23 обычных дорожно-строительных батальона и 5 самокатных, плюс подразделения организации Тодта и Имперской службы и это только то, что имелось в Резерве Сухопутных войск. Для обеспечения Восточной кампании, пусть она и ожидалась скоротечной, было развёрнуто множество стационарных мастерских, транспортных депо и парков техники, а также и ветеринарных пунктов для гужевого транспорта.

фото - сайт Военный альбом; на оккупированной территории СССР - доставка армейского автотранспорта по железной дороге
фото - сайт Военный альбом; на оккупированной территории СССР - доставка армейского автотранспорта по железной дороге

Железные дороги, в тылу Сухопутных войск, приближая доступные станции разгрузки к войскам, обслуживали, ремонтировали, перешивали, меняя колею под "евростандарт" или переставляли колёсные пары, и даже строили именно Сухопутные войска, в Резерве их Главного Командования для этого было сформировано 7 полков, 12 батальонов и 88 рот различного назначения. Аналоги таких дорожных и железнодорожных формирований в Красной Армии существовали либо по штатам мирного времени, либо в виде записей в документах ведомств, для формирования по мобилизации.

Район прикрытия №4 - Брестский в боях первых дней войны.
Coracero15 октября 2020

Что касается именно танковых дивизий Вермахта и их тыла, то здесь можно сказать нечто вроде "чем тяжелее чемодан, тем легче дорога!". Увеличенный штат снабжения и приданные колонны Резерва не просто удлиняли возможный "пробег" танковых дивизий, без поставок извне, но и делали их устойчивыми к прерыванию снабжения противником. Там, где советские танковые дивизии оставались без топлива на третьи сутки активных действий, как это произошло со 2-й танковой дивизией в Прибалтике (оторвалась от снабжения с вечера 22-го июня, осталась без топлива 25-го, разгромлена 26-го), там германские могли активно наступать, имея у себя в тылу остатки, например, советской 4-й Армии, несколько дней шедшей по пятам 2-й ТГ Гудериана, прямо от района Бреста, по пути отбиваясь от пехоты Вермахта.

Третья Танковая Группа, в Прибалтике, повернула на юг, стремясь замкнуть окружение вокруг войск советского Западного фронта, нимало не беспокоясь об оставшихся в тылу силах 11-й Армии фронта Северо-Западного. И таких примеров можно привести множество, и даже составить из них описание приграничных сражений июня 1941-го.

фото - сайт Военный альбом; колонна немецкой техники, уничтоженная на Волоколамском шоссе. На переднем плане —  трофейный британский автомобиль Morris-Commercial CS8, использовавшийся немцами. Декабрь 1941-го года.
фото - сайт Военный альбом; колонна немецкой техники, уничтоженная на Волоколамском шоссе. На переднем плане — трофейный британский автомобиль Morris-Commercial CS8, использовавшийся немцами. Декабрь 1941-го года.