Дефицит кадров в отрасли ритейла превысил 1 млн человек - следует из данных совместного исследования компании ПЭК и платформы hh.ru. Это наимасштабнейший уровень за последние 20 лет - сообщал еще в начале лета глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Отрасль розничной торговли стала одной из наиболее пострадавших от кадрового голода, наряду, например, с сельскохозяйственной отраслью. Традиционно там были не очень высокие зарплаты, и в условиях кадровой борьбы, сотрудники в последнее время массово уходили в промышленность и логистику, где они выросли наиболее сильно.
Зарплаты в ритейле тоже растут повышенными, небывалыми для отрасли темпами - около 25% в год, но этого все равно недостаточно, чтобы покрыть дефицит сотрудников - работать тут уже никто не хочет. Спрос на персонал в отрасли ежегодно растет на треть, а по данным мониторинга предприятий ЦБ, во 2 квартале 2024-го обеспеченность российского ритейла кадрами снизилась до исторического минимума (минус 30,8 пункта).
Издание Forbes собрало большое количество примеров, как из-за отсуствия сотрудников просто закрывались магазины известных торговых сетей и пункты выдачи заказов популярных маркетплейсов.
Вот, например, в июне в Костроме закрылся магазин "Красное и белое".
В социальных сетях тоже можно найти множество сообщений о закрытии магазинов этой торговой сети в разных городах.
Например, вот в Чапаевске их закрылось сразу несколько:
И в Дзержинске закрыта "половина магазинов":
Аналогично магазины сети за последние месяцы закрывались в Ростове, Санкт-Петербурге и Смоленске. Причина везде одна — нехватка сотрудников.
Также издание приводит ряд выдержек из чатов о проблемах с сотрудниками в пунктах выдачи заказов Wildberries и Ozon, которые усугубляются тем, что за каждую жалобу за неработающий пункт владельца штрафуют на несколько тысяч рублей.
Вот, например, как ситуацию комментирует совладелец компании, которая владеет несколькими сотнями действующих ПВЗ разных российских маркетплейсов, Павел Чатулов:
Никто не хочет работать. Нам приходится временно закрывать пункты. Зарплаты повышаем, но людей все равно нет. Еще год назад платил 1800-2000 рублей за 12-часовую смену, сейчас больше 3000 рублей предлагаю, но желающих нет. А это не просто убытки из-за падения оборота пункта, это штрафы от маркетплейсов. ПВЗ закрыт — клиенты жалуются. За жалобу на закрытие Ozon штрафует его владельца на 5000 рублей в день. Wildberries берет 4000 рублей за закрытый на час ПВЗ.
Специализированные чаты операторов ПВЗ кишат объявляениями о срочном поиске сотрудников.
Руководитель направления клиентской эффективности hh.ru Наталья Данина выделяет сразу несколько причин такой плачевной ситуации с кадрами в отрасли.
Во-первых, это просто сокращение числа граждан самого востребованного в этой отрасли возраста до 30-35 лет, которое она связывает с демографической ямой, но мы знаем, что есть и другие причины:
Количество работников до 30 лет к концу 2022 года сократилась на 802 000 человек, достигнув минимума в 14,9% от общего числа занятых, с 2023 года когорта до 35 лет сократилась на 524 000.
Во-вторых, это массовый отток мигрантов, сначала из-за ослабления рубля, а затем и вследствие антимигрантской политки. Ранее они закрывали очень большую долю вакансий именно в ритейле:
К примеру, с начала апреля 2024 года в Санкт-Петербурге число соискателей из Таджикистана сократилось на 60%, из Узбекистана — на 40%.
При этом в 22 российских регионах уже введены запреты для мигрантов занимать определенные должности в розничной торговле, в т.ч., например, в Подмосковье:
Следующим фактором эксперт выделяет рост неполной занятости и самозанятости, что для многих граждан выступает более удобной формой, чем рабочие смены в магазинах, которые зачастую длятся по 10-12 часов:
Предпочтение самозанятости и частичной занятости указывает на изменение предпочтений работников, которые ищут гибкость и возможность подработки, что также ведет к дефициту кадров на традиционных линейных должностях.
Особенно она отмечает дефицит мужчин, у которых теперь появилась возможность уйти на более высокооплачиваемые должности, в т.ч. и неквалифицированные, например, курьерами:
Дефицит мужчин на линейных должностях усугубляется из-за их перехода на более высокооплачиваемые и гибкие позиции, такие как курьеры и самозанятые.
В ритейле трандиционно фиксировался и высокий уровень текучести кадров, но в последнее время он очень существенно вырос еще сильнее. Так, в 2023 году общий уровень текучести в розничной торговле составил 58% (это значит, 58 сотрудников из 100 в течение года увольнялись). А у крупных торговых сетей он достигал 80%:
Если фактические показатели текучести кадров больше нормативных, это значит, что компания несет дополнительные издержки на подбор, адаптацию и обучение новичков. 85% и 22% — текучесть линейного и офисного персонала в ретейле за 2023 год. Основной причиной текучести является зарплата.
Как итог всего, торговые сети просто вынуждены сокращать свои магазины: в 2024 году начался тренд на снижение торговых площадей, тогда как еще в 2023 году они росли.
По данным INFOLine, совокупный прирост торговых площадей у топ-200 крупнейших российских FMCG-сетей (то есть магазинов, торгующих товарами повседневного спроса) в первом полугодии 2024-го сократился до 850 900 кв. м, снижение год к году составило 11,8%. Для сравнения: в первой половине 2023-го чистый прирост площадей топ-200 FMCG-сетей составил 964 400 кв. м, а в январе–июне 2022 года — более 1 млн кв. м.
Наверняка кто-нибудь напишет в комментариях: ну так сделайте нормальные зарплаты, и люди к вам пойдут. Но ведь в таком случае магазинам придется и торговые наценки "нормальные" сделать. Потому что в убыток никто работать не будет. И, кстати, удорожание товаров происходит сейчас и по той причине, что их продавцам необходимо больше платить - растут издержки бизнеса.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.