Найти тему
Smart Simulation

Паровоз П36 - последний великий советский паровоз

Паровозы серии П36 стали одними из последних представителей паровозостроения в СССР. Эти мощные и экономичные локомотивы производились на Коломенском заводе в 1950-е годы и сменили на магистральных пассажирских линиях более старые паровозы серий Су и ИС. Паровоз П36 обладал впечатляющими характеристиками - его мощность достигала 3077 л.с., а максимальная скорость превышала 86 км/ч. При этом он потреблял на 2-22% меньше топлива, чем его предшественники. Благодаря этому, П36 мог водить более тяжелые и быстрые пассажирские поезда.

Несмотря на распространенное заблуждение, паровозом "Победа" является не П36, а паровоз серии Л, который выпускался с 1945 года и до января 1947 года официально носил обозначение серии П - "Победа". За характерные цветные полосы ("лампасы") по бокам корпуса паровоз П36 получил прозвище "Генерал".

П36-0110 на выставке Экспо 1520, кольцо ВНИИЖТ в Щербинке. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Сфотографировано загрузившим. Собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=62187844
П36-0110 на выставке Экспо 1520, кольцо ВНИИЖТ в Щербинке. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Сфотографировано загрузившим. Собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=62187844

После Великой Отечественной войны, когда объем пассажирских перевозок сильно возрос, возникла необходимость в пассажирских паровозах с осевой нагрузкой не более 18 тонн. Поэтому в 1947 году был возобновлен выпуск паровозов Су на заводе "Красное Сормово". Однако эти паровозы часто работали в сдвоенной тяге, так как вес пассажирских поездов к тому времени значительно увеличился. Для их замены требовался более мощный паровоз, но с осевой нагрузкой не выше 18 тонн.

В результате анализов различных вариантов паровозов, проведенных работниками ВНИИЖТа, было установлено, что полностью удовлетворять всем эксплуатационным требованиям могут паровозы типа 2-4-2 с осевой нагрузкой 22,5 тонны (мощность 3000 л.с.) и 18 тонн (мощность 2500 л.с.). Поскольку в тот период наиболее актуальным был паровоз с осевой нагрузкой не более 18 тонн, в 1947 году Коломенскому заводу был передан заказ на строительство нового пассажирского паровоза именно этого типа. Проектирование данного нового паровоза проводилось на Коломенском заводе под руководством главного конструктора Л.С. Лебедянского, при участии инженеров Г.А. Жилина, И.И. Сулимцева и других.

П36-0001. Московский железнодорожный музей. 2006 год. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Пользователь из Russian Wikipedia ​​ Engineer gena, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7104099
П36-0001. Московский железнодорожный музей. 2006 год. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Пользователь из Russian Wikipedia ​​ Engineer gena, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7104099

В марте 1950 года был изготовлен первый опытный паровоз типа 2-4-2, получивший заводское обозначение П36-0001, что означало паровоз 36-го типа (аналогичный паровозу ФД) с номером 0001. Этот паровоз воплотил в себе все последние достижения советского паровозостроения: цельносварной котел, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковую раму, водоподогреватель; все его подшипники локомотива и тендера были оснащены роликовыми подшипниками. Новый паровоз успешно прошел испытания на Октябрьской железной дороге в 1950 году, после чего Коломенский завод получил заказ на выпуск опытной, а затем и установочной партии. Уже в 1954 году паровозы П36 начали поступать на железные дороги страны - Красноярскую, Калининскую, Белорусскую, Сталинскую, Октябрьскую и другие. Эти локомотивы в основном работали на главных магистралях, вытесняя более слабые паровозы Су. Благодаря высокой мощности П36 удавалось увеличивать вес и скорость пассажирских поездов. Однако этот расцвет паровозостроения оказался недолгим.

Технические характеристики:

Осевая формула - 2-4-2
Длина локомотива - 16 661 мм
Рабочая масса паровоза -135 т (№ 1), 133,2 т
Масса порожнего паровоза - 120,4 т
Конструкционная скорость - 125 км/ч
Мощность - 2800—3077 л.с.
Сила тяги - до 17,9 т
Диаметр движущих колес - 1850 мм
Ход поршня - 800 мм

Барельефное изображение Ленина и Сталина на фронтоне паровоза П36-0251. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: George Shuklin. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3021477
Барельефное изображение Ленина и Сталина на фронтоне паровоза П36-0251. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: George Shuklin. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3021477

В 1956 году на XX съезде КПСС было принято решение о широком внедрении тепловозов и электровозов, что привело к сворачиванию производства паровозов. Уже 29 июня 1956 года с конвейера Коломенского завода сошел последний паровоз серии П36, после чего предприятие полностью перешло на выпуск тепловозной техники. Тем не менее, паровозы П36 продолжали эксплуатироваться на второстепенных линиях вплоть до середины 1970-х годов. Они трудились на Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной и других дорогах, пока их окончательно не вытеснили более современные электровозы и тепловозы. Последние П36 были списаны в 1976 году, став одними из последних советских паровозов в регулярной эксплуатации.

Так завершилась яркая история паровозов П36 - одних из самых мощных и экономичных советских паровозов. Но эти паровозы продолжают радовать нас и по сей день! На данный момент сохранилось более 20 паровозов П36. Один из них представлен в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге. Ещё 2 паровоза хранятся в Монголии и Германии. Несколько паровозов П36 находятся в работоспособном состоянии — их используют для тяги ретропоездов на мероприятиях ОАО «РЖД».

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!