Гжель не просто вид народного декоративного искусства, а целая культурная система, которую можно исследовать и развивать, интегрируя в современность, сохраняя при этом историческую и культурную значимость.
Откуда и как она возникла?
Интересно, что первые упоминания о Гжели, как о местности, в которой она зародилась относятся еще к первой трети 14 века и встречаются в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты. Отсюда можно заключить, что гжельская роспись, один из древнейших народных промыслов. То есть, гжель – это название целого района недалеко от Москвы, в который входило около 30 деревень. Теперь, эта территория упоминается, как «Гжельский куст» и является частью Подмосковья.
Оказалось так, что на берегу р. Гжелки на юго-востоке московской области, неплодородные земли, покрытые бескрайними лесами, имели в своих недрах богатейшие залежи глины, что располагало к занятиям гончарством больше, чем к сельскому хозяйству. И славится она своими глинами вот уже более 700 лет.
Гжельцы говорили так: «Не землёй мы кормимся, глина здесь – золото». Вот так данная местность стала центром гончарного производства на Руси.
Мастерские были здесь повсюду, оставаясь долгое время семейным делом. А многие переросли в заводы.
Поначалу гжельские рисунки были цветными, полихромными. В них присутствовали все цвета радуги. Потому что фарфора по началу не было, а была простая терракота «обожженная глиняная земля». Затем с появлением европейской моды на цветную майолику, гжельские мастера стали искать способы ее производства. Так родилась «гжельская майолика»: пятицветная, землистая с лубочным орнаментом.
Мастера расписывали посуду, сервизы, кирпичи, глиняные игрушки, изразцы и другие предметы быта.
Гжель никогда не «умирала», а если и теряла свои обороты, то возрождалась вновь.
Вот и сейчас она продолжает радовать нас своей красотой!
В 18 веке параллельно с майоликой стали развиваться и другие направления промысла: полуфаянс, фаянс и конечно белоснежный фарфор. В Гжели появились сотни заводов и мастерских. Как известно, фарфор обжигается при очень высоких температурах, выдержать которую, чтобы не выгорела краска может только кобальт. Так гжельцы стали расписывать изделия в привычном для нашего глаза синем цвете, который стал символом гжельской росписи.
Согласитесь, это настоящее чудо, когда художник, имея всего одну краску создает полноценное произведение искусства!
В традициях Гжели мастера используют различные цветочные композиции, но, пожалуй, одним из самых известных мотивов прикладного искусства является стилизованная роза. В гжельской росписи она особенная, закрытая, рисуется тремя-четырьмя мазками. Это благородный, ценный и редкий цветок – так называемый «розан» с обилием полевых цветов, листиков, веточек, лепестков и усиков, чередующихся между собой.
Поэтому все европейские, казалось бы, «родственные изделия» отличаются по стилистике и манере росписи от гжельского образца.
Вот интересно, а что же делает Гжель традиционно русским видом искусства?
Конечно, техника самой росписи и художественные мотивы.
Отличительной чертой синей кобальтовой посуды от любой другой, похожей, ну, например, голландской или испанской, заключается в нанесении краски на изделие. Гжельский мазок имеет переход от темно-синего к светло-голубому цвету. Здесь краска набирается на кисть только на одну сторону, отчего и получается мягкая растяжка кобальтового цвета.
Этот особый метод росписи повсеместно узнаваем и горячо любим.
Унаследовав и сохранив гжельский промысел, мы имеем возможность сегодня в современном мире использовать эту уникальную керамическую традицию для решения задач в дизайне, в оформлении интерьера, в декоре на мебели и тканях, а также в различных других коллаборациях в прикладном искусстве.
Используя гжельскую стилистику, её характерные цветовые решения и технику росписи можно создавать не только предметы быта и аксессуары, но и вещи для fashion индустрии. Принты, вышивки и аппликации на одежде. Платки, шарфы, сумки с гжельским декором. Обувь и украшения с элементами росписи и многое другое.
Совершая интеграцию традиционных канонов Гжели в интересуемое нас арт-направление необходимо творчески переосмыслить и актуализировать свой авторский подход, чтобы традиционная Гжель всегда оставалась живым и востребованным промыслом и не утратила бы способности быть интересной.
Поэтому, идеи заложенные в моих авторских курсах и мастер-классах базируются на новом восприятии образов в гжельском стиле. Смешивая традиционную Гжель с современными арт-техниками получается уникальный продукт, адаптированный к современному потребительскому рынку.
Заинтересовались? Продолжим!
Уже скоро, буду рада видеть Вас на своем авторском курсе «Гжелика». А пока, приглашаю всех на мой бесплатный мастер-класс по росписи в гжельской мазковой технике "Акварельные клубнички".
Автор: Елена Речицкая