Найти тему
РИА Воронеж

Люди Воронежской области: «колясочница» – менеджер престижного магазина

Наталья Бахилова из Лисок нашла в себе силы преодолеть паралич ног.

Текст — Леонид Шифрин, фото — Андрей Архипов
Текст — Леонид Шифрин, фото — Андрей Архипов

Жительница Лисок 44-летняя (2015 год) Наталья Бахилова попала в тяжелое ДТП в 16 лет. С тех пор у нее оказалась парализована вся нижняя часть тела. Незадолго до аварии, поделившей ее жизнь на две части, девушка окончила восемь классов средней школы на одни «пятерки» и собиралась поступать на юрфак ВГУ через два года. Прикованная к инвалидной коляске Наташа не опустила рук и нашла свои способы общения с внешним миром. А недавно ей предложили престижную работу менеджером крупнейшего магазина детских товаров в Лисках.

В детстве Наталья (на фото ­­– 5 лет) была прилежной ученицей. Фото — Андрей Архипов
В детстве Наталья (на фото ­­– 5 лет) была прилежной ученицей. Фото — Андрей Архипов

Летом злополучного 1986 года Наташа отдыхала у бабушки в селе Сагуны Подгоренского района. Как-то вечером после танцев ребята захотели прокатить девчонок на мотоцикле с коляской.

– Отъехали, а потом ничего не помню. У меня наступил провал в памяти. Очнулась, лежу в траве, ребята начали поднимать, а тела не чувствую. Полностью пришла в себя уже в больнице. Врачи вскоре поставили мне диагноз «синдром нарушения проводимости спинного мозга». А я узнала, что в ту роковую ночь наш мотоцикл вылетел с дороги из-за того, что парень, который управлял им, был навеселе. Сам он получил небольшой тюремный срок, - рассказала Наталья Бахилова корреспонденту РИА «Воронеж».

Два года после аварии Наташа не вставала с кровати, школу заканчивала дома, но верить в то, что все это навсегда, она не хотела. Каждый день дома она совершала свой маленький подвиг: пыталась стоять, перемещалась вдоль брусьев, натянутых в комнате, и просила маму – Любовь Сергеевну – оставлять ей еду не возле кровати, а на кухне, чтобы доползти до нее самой. Хотя это и было тяжелее.

Новая жизнь началась для Наташи с радиообщения с дальнобойщиками. На фото – 2004 год
Новая жизнь началась для Наташи с радиообщения с дальнобойщиками. На фото – 2004 год

Как-то случайно на лечении познакомилась с земляком Семенычем с такой же хворью, что и сама Наташа. В 1993 году он передал ей слабенькую рацию. С ее появлением у Наташи началась другая жизнь.

Ее родные Лиски расположены недалеко от трассы М4. Девушка и начала выходить в эфир со своим позывным «09». Рация была включена круглые сутки, поэтому общение с «дальнобойщиками» шло постоянно, они болтали о погоде, о жизни. Местные предприниматели, подъезжая к Лискам, по рации просили Наташу с домашнего телефона (мобильников тогда еще не было) связаться с партнерами по бизнесу, родными. Часто ей сообщали об авариях, и девушка вызывала «скорую» и ГАИ. Мужья передавали приветы любовницам, а жены советовались с ней – каким блюдом лучше встретить супруга с дальней дороги. Молодые парни назначали через Наталью свидания девушкам. На ее счету – четыре пары, сбереженные от развода.

Люди не знали, что общаются с человеком, прикованным к постели и живущим на верхнем этаже лискинской пятиэтажки.

«На юрфак меня не взяли, зато сейчас я пишу курсовые на “отлично”». Фото — Андрей Архипов
«На юрфак меня не взяли, зато сейчас я пишу курсовые на “отлично”». Фото — Андрей Архипов

Еще Наташа подрабатывала к своей пенсии вязаньем пинеток для новорожденных, а потом освоила написание дипломных и курсовых работ студентов вузов и колледжей. Очередь к ней расписана на месяцы вперед.

– Учиться заочно на юрфак ВГУ меня в 1990 году так и не приняли. Сказали, куда, мол, мне на коляске приезжать в Воронеж дважды в год сессию сдавать. Зато сегодня я пишу на «отлично» большинство письменных работ для своих земляков-оболтусов по экономике, азы которой изучила по книгам и компьютеру. И оценки, которые они получают, и есть оценки моих знаний по этим предметам.

Благодаря вязанию пинеток Наталью нашла постоянная работа. Фото — Андрей Архипов
Благодаря вязанию пинеток Наталью нашла постоянная работа. Фото — Андрей Архипов

В 2007 году Наташе предложили работать менеджером в крупнейшем магазине детских товаров Лисок, куда она сдавала детские пинетки. Его хозяева – супруги Глущенко – пригласили ее на работу, но девушка собралась с духом только спустя два года – в 2009-м. Ведь она переехала в новую квартиру на первом этаже, и ее частые выезды на улицы стали вполне реальными.

– Мы специально долго никого не брали на работу, хотя к нам приходили люди, но мы ждали, пока именно Наташа примет наше предложение. Познакомились еще тогда, когда Наташа сдавала вязаные пинетки в наш магазин, и с тех пор хотели видеть в менеджерах именно ее - серьезного и ответственного человека. И, наконец-то, мы ее заполучили, – рассказала Людмила Глущенко.

«Мои часы специально спешат на 12 минут» Фото — Андрей Архипов
«Мои часы специально спешат на 12 минут» Фото — Андрей Архипов

Каждый день менеджера Бахиловой начинается обычно для человека, привязанного к инвалидной коляске. Все рассчитано по минутам. Встает Наташа примерно в 6:30, выходит из дома в 8:15 и, хотя до магазина, где она работает, с полкилометра, девушке за утро надо многое успеть.

Разумеется, умыться, почистить зубы. Минут 10-15 (для разминки) повязать новую пару пинеток, заглянуть в компьютер, что-то добавить в начатую курсовую или дипломную работу.

– Мои часы специально спешат на 12 минут. Это меня все время подстегивает, не дает расслабляться. Мой рабочий день продолжается с 8:30 до 16:00. Мы вообще-то работаем до 17:00, но я не использую перерыв, потому освобождаюсь на час раньше. Утром перед работой или во время нее я не позволяю себе не то, что перекусить, – даже выпить чая. Это все откладывается на потом, когда я возвращаюсь домой, чтобы с походами во время работы в туалет мороки не было, – призналась Наталья.

Утренняя разминка дает тонус на весь день. Фото — Андрей Архипов
Утренняя разминка дает тонус на весь день. Фото — Андрей Архипов

В 7:40 Наташа кладет на пол коврик и ложится на него, берет электромассажер и начинает массировать себе ноги ниже колен. Эта утренняя гимнастика для тонуса на весь день.

Ежедневное селфи помогает навести красоту. Фото — Андрей Архипов
Ежедневное селфи помогает навести красоту. Фото — Андрей Архипов

В 7:50 – начало макияжа. Его девушка наносит, сидя на полу. Потом делает «селфи» –фотографирует на «мобильник» свои волосы сбоку и сзади, поправляет прическу, если что не то. В прихожей есть большое зеркало, но там Наташа должна быть на коляске уже одетой перед самым выходом на улицу, поэтому этот ранний снимок – непременный атрибут ее утра.

Мама внимательно следит за каждым движением рук Наташи. Фото — Андрей Архипов
Мама внимательно следит за каждым движением рук Наташи. Фото — Андрей Архипов

За Наташиным туалетом внимательно наблюдает ее 75-летняя мама Любовь Сергеевна. Ее матушка- глухонемая, и потому пристально следит за каждым движением рук своей дочери, которой надо что-то подать или принести.

Брюки Наталья надевает лежа, потом при помощи специальных ходунков с трудом поднимается на ноги и пересаживается в коляску, на которой ей надо проехать три метра до прихожей, где придется пересаживаться еще в одну, предназначенную для поездок по улице.

От двери квартиры до выхода из подъезда есть пандус, есть он и от двери до асфальта, но старушке-маме обычно в одиночку приходится скатывать по рельсам коляску с Наташей задом наперед, что даже для здорового мужчины непросто.

Выйти из подъезда без помощи мамы Наталья не может. Фото — Андрей Архипов
Выйти из подъезда без помощи мамы Наталья не может. Фото — Андрей Архипов

После работы в одно и то же время Любовь Сергеевна ждет дочь возле подъезда, чтобы повторить все это в обратном порядке. Раньше прямо перед подъездом соседи парковали машины, так что коляске проехать было просто невозможно. Не помогали и рукописные объявления о том, чтобы машины не загораживали выезд из подъезда, и только после долгих обращений Бахиловой в ГИБДД здесь появились ограничивающие столбики.

От дома до работы – полкилометра. Фото — Андрей Архипов
От дома до работы – полкилометра. Фото — Андрей Архипов

До работы Наташе ехать с полкилометра. Когда нет снега - на коляске это не проблема, а в снежные зимы ей приходилось вызывать такси к подъезду, чтобы сложить коляску, самой сесть в машину, доехать до работы с мамой, а затем проделать всё это в обратном порядке. Полкилометра обходились в 70 рублей.

– Электроколяску купить не проблема, но там аккумулятор весит килограммов шесть-семь, значит, маме придется еще тяжелее вывозить меня из подъезда и обратно, – говорит Наташа.

Возле магазина менеджера Бахилову уже встречают коллеги. Они завозят ее по специально сделанному хозяином для нее пандусу через центральный вход внутрь и катят до рабочего места. Там она пересаживается с коляски в офисное кресло и в 8:30 начинается ее общение с поставщиками магазина и документами.

«Работа каждый день выгоняет меня из дома». Фото — Андрей Архипов
«Работа каждый день выгоняет меня из дома». Фото — Андрей Архипов

Возле ее стола висит бумажка с незатейливым стихотворением неизвестного автора: «Я люблю свою работу, я приду сюда в субботу»…

Работа каждый день выгоняет меня из дома. Она не дает мне раскваситься и начать себя жалеть. Мне обычно не хватает дня, чтобы заняться курсовыми и дипломными, связать пару пинеток, полазить по интернету, пообщаться с друзьями из разных уголков России. А работа для меня праздник: у нас замечательный коллектив, ребята меня поддерживают, здесь я забываю о своем недуге. Я не уверена в том, что если бы со мной не произошло то самое несчастье, то у меня все в жизни сложилось бы так здорово, как теперь, Наталья Бахилова.

Дата публикации оригинала: 9 марта 2015 года.