Договоримся сразу. Это не лекарство. Врача и градусник не заменит. Чудо-средством от всех болячек никогда не станет. Самообман - не наш путь.
Однако замечено, что пасечники болеют меньше. Вирусную инфекцию переносят легче. И быстрее.
В чём тайна? - Не в чём!
Нет в мёде каких-то супер-пупер компонентов. Которые сегодня нельзя синтезировать.
Но вот, в чём загвоздка. Можно сколь угодно нагнать из 3,4-дигидроксибензальдегид кофейной кислоты реакцией Перкина. Или нарасщеплять кислотой рутина по самое не хочу. Но по сравнению с мёдом каждый итог так не сработает. Кстати, в смеси тоже.
Помню, ещё при Союзе отец писал кандидатскую. Литература была сплошь переводная. Напечатанная на старой машинке. Принтеров тогда не было и в помине.
Я любил полистать незнакомые тексты. Но один зацепил. Ибо стилистика казалось витиеватой. Как из "Тысяча и одной ночи".
Конечно, с Путешествиями Синдбада смысл коррелировался мало. Да и что мог тогда понять обычный школьник.
Но слово Авиценна казалось чем-то загадочным. Как и слова некого Али ибн Сины. Необычно писавшего что-то про "чёрный воск", мёд и пр.
Лишь много позже я узнал, что это один человек. Великий учёный прошлого. Не зря почитаемый на Востоке. Как один из создателей медицины. Труды которого надолго опередили время.
Отец постоянно был занят. Днём клиника, вечером переводы. Потому много времени уделять не мог. Да я, честно признаться, не особо западал на все эти заумные диагнозы. Пятиминутное чтение мухой слипало глаза.
Интересно было другое. Что это пчёлы такое делали, что заново требовалось открывать. Современной медицине. С её мириадами формул и соединений.
Второй раз мёд удивил меня в старших классах. Когда ЛОР с классическим образованием назначило его при тонзиллите. Хроническом. Вовсю грозившем мне удалением миндалин.
Про это уже писал. В связке с лимоном он реально помог. В пику кучам таблеток и процедур. И бесконечным освобождениям от школы. Хотя последние, честно признаться, меня не сильно огорчали 🤣.
Ну и "контрольным выстрелом" оказалась встреча с травником. Человеком, бесконечно далёким от медицины. Составлявшим рецепты по заветам своей бабки. Но результаты в привычную логику не вписывались. Посему отбоя от пациентов у него не наблюдалось. В том числе, изучавших марксизм-ленинизм. С партбилетом. И закоренелой убеждённостью в материализме.
Мужик для блезиру нагонял тайны. В приёмной вечно стоял муар благовоний. Но результаты оказывались далеко не эфемерными. И мёд, как я помню, он пользовал налево-направо.
Намного позже мне пришлось лезть в химию. Которую в школе не любил. И не планировал.
Но жизнь вносит коррективы. Занятию пчеловодством это тоже помогало. Вскоре я начал осознавать всю полноту слова синергия.
Оговорюсь сразу. К колебательным контурам наш интерес не относится. Так что физикой Вас грузить не планирую. И про "космические вибрации", "гармонию вселенной" тоже говорить не станем.
Я был и остаюсь адептом пробирок и калькулятора. Потому дальше разговор будет сугубо прагматичный. Что нельзя пощупать и замерить, упоминать не планирую.
Так вот. Как оказалось, целебные свойства мёда - сродни луковице. Добраться до сердцевины можно лишь снимая слой за слоем. Многоуровневый барьер для бактерий и вирусов.
При том, микродозы слабых компонентов взаимно усиливают друг друга. На выходе выдавая совершенно поразительный эффект!
Однако вернёмся к нашей многослойной модели. И снимем с "луковицы" первую "шкурку"...
Здесь работает обычная физика (Упс... А я ведь обещал, что сегодня без неё 🤦♂️).
Пересыщенный раствор сахаров стремиться стать насыщенным. Попутно втягивая в себя окружающую влагу. Из всего, с чем соприкоснётся.
Бактерии здесь исключением не являются. Теряя влагу они расстаются с жизнью. Сродни тому, как рыбаки вывяливают воблу.
Кстати, таким образом раньше пользовали медовые повязки. При застоявшихся гнойных процессах. Когда о пенициллине и слыхом не слыхивали.
Но в медицину углубляться не будем. Нам важно другое. Первый барьер для вредоносной флоры - чисто физический. Преодолеть его одноклеточным сложно. А вот вирусам нет. Однако, толи ещё будет!
Пройдя первый квест "везунчики" сталкиваются уже с химией. Глюконовая кислота роняет pH до антибактериального уровня. Который не любят ни прокариоты. Ни даже грибы. Разбогатевшие до клеточного ядра.
В природе всё хочет жить и размножаться. Но в благоприятной среде. А химически кислый мёд оной точно не является. Настолько, что может сырое мясо сохранять неделями. Без каких-то ни было гнилостных проявлений.
Вот и со вторым барьером мы закончили. Но вирионам здесь опять свезло. Не всем, но всё же. А ведь наша статья касается именно вирусной инфекции.
Прежде, чем приступить к третьему, упомяну важный момент. Вирусная инфекция постоянно ходит бок о бок с бактериальной. Как пример: всем известная гадость. Которая сначала множилась в носоглотке. А после опускалась до всем треклятой пневмонии.
Грипп - не исключение. Большинством осложнений мы благодарны именно бактериям. Распоясавшимся, как только вирионы снесли защиту.
Теперь вернёмся непосредственно к мёду.
Когда говорю, что он "живой" - это не метафора. Белки, основа жизни, там действительно присутствуют. Правда разных размеров и форм. Но сути это не меняет. Далее поймёте, почему.
Мало, кто догадывается, что мёд - это динамическая система. Какие-то антисептические агенты в нём на время появляются. Какие-то их вскоре сменяют.
Авторы сего процесса - сами пчёлы. Вернее, их ферменты. Превращающие одни вещества в другие.
Жужжалки творят это не случайно. Миллионы лет эволюции их научили главному: жизнь - суть движение.
На макроуровне это означает, что труженицы никогда не спят. Постоянно при деле. И даже зимой, в отличии от ос, зря не налёживают бока.
А вот микроуровень нас интересует "по-взрослому". Тут вот какое дело.
Секретом желёз в нектар впрыскивается глюкозооксидаза. По названию понятно, что дело касается окислению главного моносахарида.
Побочным продуктом здесь выступает перекись водорода. Для живого организма штука нежелательная. Поскольку ей по барабану, кого окислит своим активным кислородом.
Пчелиный организм о сей безобразнице осведомлён. Распоясаться не даёт. Добавляя в еду другой фермент - каталазу. Опять же по названию понятно, что чего-то там она ускоряет. В нашем случае - расщепление указанного пероксида. До воды. И уже безобидного кислорода. Ибо в перекиси он страсть, как агрессивный.
Вы должны понимать, что перекись водорода - суть антисептик. Враг всего живого. А не антибиотик. Который куда-то там бактерия встроит. После пожалев о содеянном.
То бишь, перекиси индифферентно, кого дырявить. Что бактерии, что здоровые клетки.
Механизм атаки прост, как апельсин. У клеток есть мембрана. Липидный би-слой. Через который те общаются с внешним миром. Чего-то там пропускают, чего-то наоборот, блокируют.
Окисление этих самых липидов сродни сверлению дырок. Мало того, сам "разговор" с внешним миром осуществляется через белки. Которые, образно выражаясь, пронизывают оболочку в нужных местах.
Перекись эти белки тоже окисляет. И даже рвёт попавшие под раздачу молекулы ДНК.
В итоге клетке настаёт капут. Как плохой, так и хорошей.
Пчелиный организм это понимает. Ему важно, чтобы пероксид сжёг вредных бактерий. Но не успел добраться до полезных. И уж тем паче, до клеток себя, любимиого.
Вот именно каталазой разбуянившаяся перекись вовремя "выключается". Проще говоря, и "овцы целы, и волки сыты".
Только Вы не подумайте, что мёд стерилен, как альпийский снег. На картинах Эмиля Коро.
Пчёлы не только гробят в оном паразитов и сапрофитов. Но и обогащают попутно бактериями-симбионтами.
Те, например, тоже участвуют в процессах окисления. Как в мёде, так и в кишечнике самих жужжалок.
Но мы снова отклонились. Вернёмся к названию статьи.
Всё дело в том, что вирион - суть неживой. Делится сам не может. Самостоятельно не питается. В отличии от бактерии.
По сути, это флешка с заражённым файлом. Она может валяться на полке годами. Или завтра окажется вставленной в компьютер. Далее приступит к заражению файлов. А также самокопированию, перегружая память.
В качестве последней выступает тело клетки. Которое переполнившие вирионы разрывают. Подчас прихватив в дорогу кусок мембраны.
Так вот. Для присоединения к новой жертве частица использует специальные белки.
Мало того, сама оболочка вируса либо чисто белковая. Либо с липидами, которые она "свистнула", выходя из клетки.
И те, и те активному кислороду - как лакомство. Поскольку он, как условились, настроен радикально. И постоянно норовит чего-то у кого-то упереть с орбиты.
В итоге белки и липиды вируса повреждаются. Под раздачу попадает и сама "инструкция по сборке" (РНК или ДНК). Одним словом - вириону кирдык.
Так что пчёлы на время спускают перекись с цепи. Чтобы та успела расправиться с бактериями и вирусами. А после "загоняют в конуру" каталазой. Превращая в белый и пушистый кислород. Плюс, безобидную водичку.
Едем дальше.
Антибактериальный и противовирусный эффект мёда тремя КПП не ограничивается.
Тем микробам, кому всё же свезло, предстоит встреча ещё с одним "воином". Имя ему - полифенолы.
Слепить их с нуля - штука непростая. Посему крылатые труженицы поступают гениально.
Они понимают, что сами растения тоже как-то должны защищаться. От микробов. Которых пруд пруди в воздухе, почве, воде. И на лапах прошенных и непрошенных гостей.
К сему вопросу пчёлы подходят со знанием дела. Собирая смолистые выделения на пике развития. Когда всё стремится к размножению. Как в рассказах про Маугли.
История эта далее ферментируется. И ей покрываются стенки ячеек. В которых позже растут детки. Или заливается нектар.
Речь, как Вы уже догадались, о прополисе. Уникальном продукте. Который, кстати, Авиценна и называл "чёрным воском". Более подробно про "узу" можно почитать здесь:
Так вот. Касательно хранилища мёда мы имеем дело с антибактериальными "консервами". Которые не только уничтожают наглых микробов. Но и обогащают продукт всё теми же полифенолами.
Оные, кстати, в мёде появляются не только из прополиса. Уже на цветке пчела берёт их вместе с нектаром. А попутно ещё и "включает" ферментами новые противомикробные свойства.
Во времена пандемии я стал ещё активнее интересоваться "пчелиным клеем". Рогатая гадость была в новинку. Наглость, с которой она пролезала внутрь, поражала изощрённостью. Говорящей в пользу рукотворности из-за "большой лужи".
"Удачно мутировавшие" рецепторные белки далеко не кевларовые. Есть в прополисе вещи, их поражающие. Хотя пока всё лишь на этапе исследований. Спекулировать на эту тему не станем.
Но то, что включения мёда вирионам не по вкусу - факт доказанный. Конечно не так, как специализированные препараты. Но всё же.
Теперь ложка дёгтя. Без неё, увы, никак.
Мёд укрепляет иммунный ответ. Но он не заменит собой профильную терапию.
Кроме того, полностью защита организма ещё не изучена. Прежде всего психосоматические механизмы.
Теперь снова о хорошем:
Уверен, что Вы и сами наблюдали. Когда энергичный человек на позитиве и болеет меньше. А коли что-то даже подхватил, то переносит легче. И выздоравливает быстрее.
Я не буду оперировать эфемерными предположениями. И агитировать Вас за здравие, лишь потому, что пчеловод. И к продукту имею непосредственное отношение.
Но факт остаётся фактом. Основное питание у пчёл - мёд. С ним они пережили и ледник, и даже динозавров.
При том контакт с агрессивной средой у жужжалок на порядок выше нашего. Однако они не просто выжили. Но даже не видоизменились.
Да, не спорю. Насекомые и мы - существа разные. Но напомню, что вирусам на это наплевать. Им нужна клетка, чтобы в ней размножиться. И больше ничего. Хотя специфику, не спорю, тоже никто не отменял.
Скажу Вам больше. Если бы не человек, 2/3 пчелиных болячек просто не возникло. Именно бесконтрольное перемещение семей спровоцировало массу проблем. Начиная с клещевой инвазии и заканчивая микроспоридиозом.
Но даже с подобной нагрузкой пчёлы всё равно выживают. Думаю, что мёд здесь не на последнем месте.
Так что я и мои дети мёд едим постоянно. Кто-то утром, со стаканом воды. Кто-то вечером, запивая горячим чаем.
Кстати, сейчас, мёд с зелёным луком - вообще замечательно. В сезон ОРВИ получается связка сильнейших фитонцидов. И подготовки иммунитета к вирусной атаке.
Вот такая получилась статья. Не из серии "покупайте наш мёд". А для того, чтобы Вы просто подумали. И предприняли осознанные шаги.
Здоровья, друзья!