Кажется, что это реалии сегодняшнего дня, но нет — это сюжет мелодрамы «Взрослый сын», вышедшей в 1979 году, аж 45 лет назад! Так что вполне справедливо утверждение, что меняются внешние обстоятельства, но не меняются люди.
«Взрослый сын» — это дебют начинающего режиссёра Александра Панкратова-Чёрного,
в 1976 году окончившего режиссёрский факультет ВГИКа. Для него это был уже второй творческий диплом: по первому образованию Панкратов-Чёрный — актёр и до поступления во ВГИК несколько лет проработал в театре. Приступая к работе над «Взрослым сыном», он имел в активе лишь одну кинороль, а по-настоящему он прославится только в восьмидесятые. Кстати, несмотря на серьёзность тем, затронутых в фильме, работа получилась совсем не мрачная и не морализаторская, в ней неприятности соседствуют с шутками, а холодность одних компенсируется жизнерадостностью других. В общем, всё как в жизни.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
«Взрослый сын» — это ещё и сценарный дебют. Сюжет придумала молодая сценаристка Гана Оганесян, которая в профессию прорывалась непросто, хоть и происходила из семьи творческой: её отец — режиссёр Генрих Оганесян, снявший один из главных комедийных кинохитов шестидесятых «Три плюс два» (1963). Однако никакой протекции у девушки не было, поскольку именитый отец скончался, когда она была ещё маленькой. Тем не менее, ей удалось занять своё место в киномире и началось всё со «Взрослого сына». В титрах, кстати, она указана как Гана Оганиссян, ну а в будущем сценаристка станет известной как Ганна Слуцки (по фамилии супруга). В кино она работает до сих пор.
Главным героем сюжета стал 18-летний москвич Андрей Шульгин, парень из хорошей, правильной и обеспеченной семьи: папа-психиатр, мама-актриса, пусть и не выдающаяся. Живут они в просторной квартире вместе с бабушкой, мамой Сергея, главы семейства. В семье в целом царят мир и благополучие, и в такой чудесной атмосфере Андрей окончил школу с золотой медалью и поступает в вуз. Разумеется, в МГУ (в фильме не говорится, но в кадре появляется первый гуманитарный корпус МГУ, известный среди студентов как «первый гум»). Правда,
планы Андрея, доброго, общительного весельчака, нарушает случайное знакомство с милой девушкой Верой.
Вера, ровесница Андрея, — полная противоположность Андрею: она выросла в детдоме, родителей не знает, сейчас живёт в общежитии (всего 40 минут на автобусе до метро!) в комнате с двумя подругами и работает на фабрике. Но Вера очаровательна и неглупа, пусть и немного наивна.
Вера и Андрей с разрешения родителей отбывают в небольшое путешествие на юг, а, возвратившись,
Андрей узнаёт, что любимую бабулю сдали в пансионат. Инициатором стал отец, надумавший её комнату превратить в кабинет сына.
А когда выясняется, что Вера ждёт малыша и Андрей намерен жениться, отец (внешне — очень успешный мужчина, который на самом деле в своё время поддался напору матери и слишком рано создал семью и считает, что не сумел полноценно реализоваться в профессии) запрещает жениться. Финальный выбор за Андреем.
Главную роль Александр Панкратов-Чёрный (в титрах — пока просто Панкратов) отдал своему другу, с которым познакомился во время учёбы во ВГИКе, Евгению Леонову-Гладышеву (а вот он в титрах уже с двойной фамилией), хотя тому было уже под 30. Но моложавая внешность позволила актёру играть молодого парня, в кадре он выглядит вполне органично. Отца-психиатра, практикующего гипноз на работе и самовнушение дома, сыграл Вячеслав Езепов, а маму Машу — Роза Макагонова. Тут нельзя не задаться вопросом, почему именно на неё пал выбор.
По сюжету Сергею Петровичу плюс-минус 36 лет (по его словам, он стал отцом в 18, сыну теперь тоже 18), сыгравшему его Вячеславу Езепову примерно столько же. А вот его экранной супруге Розе Макагоновой — уже 52!
Из-за болезни актриса, так ярко стартовавшая в пятидесятые, долго не снималась, за предыдущие десять лет вышло всего два фильма с её участием. Возможно, молодой режиссёр хотел помочь актрисе вернуться в кино. Если так, то ему это удалось. Но оговорюсь, что возраст Розы Макагоновой в глаза не бросается, если не знать об этом, то и внимания не обратишь. Скорее, это любопытный факт.
В роли Веры — актриса Ольга Гудкова, для которой это было третье и последнее появление в кино. Информации о ней найти не удалось. А вот замечательных подруг Веры, с которыми она делит комнату сыграли Татьяна Божок и Елена Глебова.
Татьяне достался обворожительный образ Киры, у которой, по словам подруг масса поклонников (правда, это информация насмешила Андрея), а Елена Глебова предстала суровой Женей, у которой поклонников вовсе нет, зато она фактически взяла на себя функции общей мамы девушек и строго следит за ними.
В небольшом эпизоде снялась Елена Цыплакова. Гарантирую, что в таком экстравагантном виде вы её ещё не видели.
Роль бабули отошла Ирине Гошевой, театральной актрисе старой школы, впервые на сцену вышедшей ещё до войны.
В небольших ролях ищите Нину-Тер-Осипян, Нонну Терентьеву с тёмными волосами, что крайне непривычно,
Людмилу Шагалову и Наталью Бондарчук, пациентку Сергея Петровича, обезумевшую от любви.
Александр Панкратов-Чёрный снимал «Взрослого сына» на «Мосфильме» и съёмочной площадкой стала Москва. Андрей живёт, видимо, в центре, а общежитие, где обитает Вера, — это новостройка на юго-западе и, по-моему, это родной мне Ленинский проспект. По крайней мере, точно опознаётся ещё недостроенная гостиница «Салют». Сейчас, конечно, это уже почти центр, а тогда — окраины. Хотя тут немного спорно утверждение, что до метро 40 минут на автобусе, ведь станция Юго-Западная уже была открыта.
В прокат «Взрослый сын» попал под конец 1979 года. Для дебюта он собрал приличную аудиторию — больше 12 миллионов зрителей, и это вполне можно счесть успехом. Александр Панкратов-Чёрный и далее выступал в режиссёрском качестве, но преуспел всё же больше как харизматичный запоминающийся актёр.
Журнал «Спутник кинозрителя» в своё время представил картину как серьёзную социальную ленту, где герой мечется между холодностью и расчётливостью и первым всепоглощающим чувством.
На самом деле это симпатичный живой фильм с интересным героями, не претендующий на шедевральность и рассказавший обычную жизненную историю, которая совершенно не устарела.
Спустя несколько лет Александр Панкратов-Чёрный и Елена Цыплакова встретятся на съёмках великолепной комедии и героиня Елены отошьёт героя Панкратова-Чёрного, сообщив, что предпочитает пожилых мужчин. Помните эту комедию?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: