Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Психиатр-деспот сбыл с рук пожилую мать и запретил сыну жениться на беременной невесте

Кажется, что это реалии сегодняшнего дня, но нет — это сюжет мелодрамы «Взрослый сын», вышедшей в 1979 году, аж 45 лет назад! Так что вполне справедливо утверждение, что меняются внешние обстоятельства, но не меняются люди.

«Взрослый сын» — это дебют начинающего режиссёра Александра Панкратова-Чёрного,

в 1976 году окончившего режиссёрский факультет ВГИКа. Для него это был уже второй творческий диплом: по первому образованию Панкратов-Чёрный — актёр и до поступления во ВГИК несколько лет проработал в театре. Приступая к работе над «Взрослым сыном», он имел в активе лишь одну кинороль, а по-настоящему он прославится только в восьмидесятые. Кстати, несмотря на серьёзность тем, затронутых в фильме, работа получилась совсем не мрачная и не морализаторская, в ней неприятности соседствуют с шутками, а холодность одних компенсируется жизнерадостностью других. В общем, всё как в жизни.

Кадр из фильма «Взрослый сын»
Кадр из фильма «Взрослый сын»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

«Взрослый сын» — это ещё и сценарный дебют. Сюжет придумала молодая сценаристка Гана Оганесян, которая в профессию прорывалась непросто, хоть и происходила из семьи творческой: её отец — режиссёр Генрих Оганесян, снявший один из главных комедийных кинохитов шестидесятых «Три плюс два» (1963). Однако никакой протекции у девушки не было, поскольку именитый отец скончался, когда она была ещё маленькой. Тем не менее, ей удалось занять своё место в киномире и началось всё со «Взрослого сына». В титрах, кстати, она указана как Гана Оганиссян, ну а в будущем сценаристка станет известной как Ганна Слуцки (по фамилии супруга). В кино она работает до сих пор.

Главным героем сюжета стал 18-летний москвич Андрей Шульгин, парень из хорошей, правильной и обеспеченной семьи: папа-психиатр, мама-актриса, пусть и не выдающаяся. Живут они в просторной квартире вместе с бабушкой, мамой Сергея, главы семейства. В семье в целом царят мир и благополучие, и в такой чудесной атмосфере Андрей окончил школу с золотой медалью и поступает в вуз. Разумеется, в МГУ (в фильме не говорится, но в кадре появляется первый гуманитарный корпус МГУ, известный среди студентов как «первый гум»). Правда,

планы Андрея, доброго, общительного весельчака, нарушает случайное знакомство с милой девушкой Верой.

Вера, ровесница Андрея, — полная противоположность Андрею: она выросла в детдоме, родителей не знает, сейчас живёт в общежитии (всего 40 минут на автобусе до метро!) в комнате с двумя подругами и работает на фабрике. Но Вера очаровательна и неглупа, пусть и немного наивна.

Кадр из фильма. Евгений Леонов-Гладышев в роли Андрея и Ольга Гудкова в роли Веры
Кадр из фильма. Евгений Леонов-Гладышев в роли Андрея и Ольга Гудкова в роли Веры

Вера и Андрей с разрешения родителей отбывают в небольшое путешествие на юг, а, возвратившись,

Андрей узнаёт, что любимую бабулю сдали в пансионат. Инициатором стал отец, надумавший её комнату превратить в кабинет сына.

А когда выясняется, что Вера ждёт малыша и Андрей намерен жениться, отец (внешне — очень успешный мужчина, который на самом деле в своё время поддался напору матери и слишком рано создал семью и считает, что не сумел полноценно реализоваться в профессии) запрещает жениться. Финальный выбор за Андреем.

Кадр из фильма.. Евгений Леонов-Гладышев
Кадр из фильма.. Евгений Леонов-Гладышев

Главную роль Александр Панкратов-Чёрный (в титрах — пока просто Панкратов) отдал своему другу, с которым познакомился во время учёбы во ВГИКе, Евгению Леонову-Гладышеву (а вот он в титрах уже с двойной фамилией), хотя тому было уже под 30. Но моложавая внешность позволила актёру играть молодого парня, в кадре он выглядит вполне органично. Отца-психиатра, практикующего гипноз на работе и самовнушение дома, сыграл Вячеслав Езепов, а маму Машу — Роза Макагонова. Тут нельзя не задаться вопросом, почему именно на неё пал выбор.

Кадр из фильма. Роза Макагонова и Вячеслав Езепов в ролях родителей Андрея
Кадр из фильма. Роза Макагонова и Вячеслав Езепов в ролях родителей Андрея
По сюжету Сергею Петровичу плюс-минус 36 лет (по его словам, он стал отцом в 18, сыну теперь тоже 18), сыгравшему его Вячеславу Езепову примерно столько же. А вот его экранной супруге Розе Макагоновой — уже 52!

Из-за болезни актриса, так ярко стартовавшая в пятидесятые, долго не снималась, за предыдущие десять лет вышло всего два фильма с её участием. Возможно, молодой режиссёр хотел помочь актрисе вернуться в кино. Если так, то ему это удалось. Но оговорюсь, что возраст Розы Макагоновой в глаза не бросается, если не знать об этом, то и внимания не обратишь. Скорее, это любопытный факт.

Кадр из фильма. Ольга Гудкова
Кадр из фильма. Ольга Гудкова

В роли Веры — актриса Ольга Гудкова, для которой это было третье и последнее появление в кино. Информации о ней найти не удалось. А вот замечательных подруг Веры, с которыми она делит комнату сыграли Татьяна Божок и Елена Глебова.

Кадр из фильма. Татьяна Божок
Кадр из фильма. Татьяна Божок

Татьяне достался обворожительный образ Киры, у которой, по словам подруг масса поклонников (правда, это информация насмешила Андрея), а Елена Глебова предстала суровой Женей, у которой поклонников вовсе нет, зато она фактически взяла на себя функции общей мамы девушек и строго следит за ними.

Кадр из фильма. Елена Глебова
Кадр из фильма. Елена Глебова

В небольшом эпизоде снялась Елена Цыплакова. Гарантирую, что в таком экстравагантном виде вы её ещё не видели.

Кадр из фильма. Елена Цыплакова
Кадр из фильма. Елена Цыплакова

Роль бабули отошла Ирине Гошевой, театральной актрисе старой школы, впервые на сцену вышедшей ещё до войны.

Кадр из фильма. Ирина ГОшева
Кадр из фильма. Ирина ГОшева

В небольших ролях ищите Нину-Тер-Осипян, Нонну Терентьеву с тёмными волосами, что крайне непривычно,

Кадр из фильма. Нонна Терентьева
Кадр из фильма. Нонна Терентьева

Людмилу Шагалову и Наталью Бондарчук, пациентку Сергея Петровича, обезумевшую от любви.

Кадр из фильма. Наталья Бондарчук
Кадр из фильма. Наталья Бондарчук

Александр Панкратов-Чёрный снимал «Взрослого сына» на «Мосфильме» и съёмочной площадкой стала Москва. Андрей живёт, видимо, в центре, а общежитие, где обитает Вера, — это новостройка на юго-западе и, по-моему, это родной мне Ленинский проспект. По крайней мере, точно опознаётся ещё недостроенная гостиница «Салют». Сейчас, конечно, это уже почти центр, а тогда — окраины. Хотя тут немного спорно утверждение, что до метро 40 минут на автобусе, ведь станция Юго-Западная уже была открыта.

Кадр из фильма. Гостиница  «Салют» (?)
Кадр из фильма. Гостиница «Салют» (?)

В прокат «Взрослый сын» попал под конец 1979 года. Для дебюта он собрал приличную аудиторию — больше 12 миллионов зрителей, и это вполне можно счесть успехом. Александр Панкратов-Чёрный и далее выступал в режиссёрском качестве, но преуспел всё же больше как харизматичный запоминающийся актёр.

Журнал «Спутник кинозрителя» в своё время представил картину как серьёзную социальную ленту, где герой мечется между холодностью и расчётливостью и первым всепоглощающим чувством.

На самом деле это симпатичный живой фильм с интересным героями, не претендующий на шедевральность и рассказавший обычную жизненную историю, которая совершенно не устарела.

Спустя несколько лет Александр Панкратов-Чёрный и Елена Цыплакова встретятся на съёмках великолепной комедии и героиня Елены отошьёт героя Панкратова-Чёрного, сообщив, что предпочитает пожилых мужчин. Помните эту комедию?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-13

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: