В конце восьмидесятых наряду с мрачными фильмами, чрезмерно реалистично описывающими жизнь, в советском кино начали появляться лёгкие комедии, эдакие «одноразовые» фильмы для необременительного досуга. В девяностые годы тон в этом направлении задавал режиссёр Анатолий Эйрамджан. Начинал он карьеру как сценарист ещё в семидесятые, а первой действительно громкой картиной по его сценарию стала комедия «Самая обаятельная и привлекательная» (1985).
В 1986 году запустилась новая лента, которая в первом варианте называлась «Где находится кюрасю?».
Позже название сменили на менее экзотическое, и зрители увидели комедию с названием «Где находится нофелет?».
Режиссёром назначили Геральда Бежанова. Бежанов снимал «Самую обаятельную и привлекательную» и с Эйрамджаном отлично поладил. Главными героями нового фильмы были скромняга-инженер, который совершенно не умеет знакомиться с девушками, и его кузен-балагур и неисправимый ловелас.
В роли первого, того самого застенчивого Павла, Бежанов видел Александра Панкратова-Чёрного,
который уже становился популярным. А вот на роль шутника и любителя женщин Гены режиссёр пригласил Андрея Миронова. Но Миронову роль не понравилась: он уже не раз играл подобные типажи и не желал повторяться. Тогда Анатолий Эйрамджан предложил, чтобы артисты поменялись ролями, и такой вариант оказался намного более интересным и интригующим. В результате
на роль бабника Гены утвердили Панкратова-Чёрного, а на роль бесхитростного Павла - Миронова.
Увы, Андрею Миронову не суждено было сняться в фильме «Где находится нофелет?»: незадолго до начала съёмок он ушёл из жизни. Пришлось искать замену, и по предложению Бежанова на пробы пригласили Владимира Меньшова. Меньшов к тому моменту был уже настоящим авторитетом в кино: он выступал и как актёр, и как режиссёр, а после выхода мелодрамы «Москва слезам не верит» он стал человеком влиятельным, к мнению которого стоит прислушаться.
Идея пригласить Владимира Меньшова, который прежде представал в кино мужчиной серьёзным и волевым, где-то даже героическим, была неординарной,
поскольку здесь ему предстояло превратиться если не в размазню, то уж точно в тихоню, робкого и нерешительного. Но Меньшов согласился на эксперимент, и его утвердили сразу же.
Участие Владимира Меньшова с одной стороны стало огромной удачей, поскольку в образ он вписался идеально. С другой стороны, это неожиданно осложнило всем жизнь. Дело в том, что
будучи режиссёром, Меньшов прекрасно знал и понимал, кого он играет, поэтому стремился на площадке к самостоятельности и независимости.
Бежанов же славился авторитарностью, не терпел импровизаций, настаивал, чтобы актёры следовали его требованиям. Из-за этого у него было серьёзное непонимание на съёмках комедии «Самая обаятельная и привлекательная», которое закончилось больницей.
Между Меньшовым и Бежановым, столь яркими и сильным личностями, не мог не возникнуть конфликт. И конфликт действительно возник и был настолько грандиозным, что он него страдали все участники съёмок. Через какое-то время
сначала Бежанов, а потом Меньшов захотели покинуть ленту, но руководство студии им этого не позволило,
так что фильм пришлось заканчивать в крайне напряжённой атмосфере.
Поскольку сюжет вертелся вокруг знакомства, в картине снялось очень много девушек. Большую часть из них нашёл Анатолий Эйрамджан, который был не просто общительным человеком, но и любителем женщин. На площадке появились и уже известные Валентина Теличкина, Людмила Нильская, Елена Цыплакова, Елена Сафонова, Марина Дюжева, и молодые и начинающие Ирина Розанова, Ольга Кабо, Елена Аржаник, Ирина Шмелёва, Елена Скороходова. Были в кадре и настоящие звёзды: Людмила Шагалова, Николай Парфёнов и Инна Ульянова, которая здесь отчасти повторила незабвенную Маргариту Павловну из «Покровских ворот» (1982). Отметилась в роли цыганки-спекулянтки и актриса театра «Ромэн» Екатерина Жемчужная, которая после роли Кармы в мелодраме «Карнавал» (1981) была очень знаменита.
А вот бюджет киношникам выделили скромный.
Уже начинались времени кооперативов, самоокупаемости и прочих экономических нововведений, так что все, включая кинематографистов, экономили как могли.
Например, сцены в автобусе, когда Павел заглядывается на очаровательную незнакомку, снимали в обычном рейсовом автобусе с обычными пассажирами, поскольку им не надо было платить. А девушки, с которыми знакомились Павел и Гена, приходили на площадку в собственных нарядах, так что группа здорово экономила на одежде.
Когда фильм вышел, то стало понятно, что он удался, несмотря на то, что снимался в непростых условиях. Сейчас очень многие картины такого же плана, вышедшие в то же время, забыты, а вот
«Где находится нофелет?» по-прежнему в строю.
Отчасти из-за милой ностальгической нотки, отчасти из-за того, что герои очень узнаваемы и сегодня, отчасти из-за того, что фильм совсем лишён пошлости. Ну и, наверное, из-за десятка цитат, которые нам подарила лента.
А вы когда-нибудь знакомились, используя пресловутый вопрос про нофелет?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296