Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Милая «Шуточка» с Никитой Михалковым

В этом маленьком, но невероятно обаятельном и очень чеховском фильме главные герои не произносят ни слова, по замыслу режиссёров юношу и девушку озвучивает рассказчик за кадром. А потому,

актёрам пришлось привлечь весь свой талант, чтобы выражением глаз, мимикой лица, жестами, движениями показать всё, что испытывали их персонажи, юные, беззаботные, романтичные, чувствующие только настоящее и не думающие о будущем.
Кадр из фильма «Шуточка»
Кадр из фильма «Шуточка»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Основа короткометражки «Шуточка» — одноимённый рассказ Антона Павловича Чехова, одного из самых любимых писателей советских кинематографистов. Чехов написал «Шуточку» в 1886 году, а спустя 80 лет её перенесли на экран режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин. Молодые кинематографисты познакомились ещё во времена учёбы во ВГИКе и сдружились. Сняв вместе дипломную короткометражку, они продолжили работать в тандеме, в 1964 году дебютировав в большом кино с военной драмой «Пядь земли».

Чеховская «Шуточка» стала их четвёртой совместной лентой, но и последней: после этого картины Андрей Смирнов и Борис Яшин стали самостоятельным режиссёрами.

Главных героев в фильме двое: молодой человек, от имени которого ведётся повествование, и его знакомая Наденька. Во время зимней прогулки юноша предлагает Наденьке скатиться на санках по крутой горке и на спуске шепчет ей слова любви. Слова чуть слышны, из заглушает ветер, и Наденька не понимае, реальны они или же она сама себе их придумала. Свою нежно-дерзкую юноша повторяет несколько раз, так и оставив Наденьку в недоумении. А потом надолго уезжает в Петербург. Спустя годы, став зрелым мужчиной, он и сам задаётся вопросом, что же это было.

Кадр из ильма. Никита Михалков в роли рассказчика и Нонна Терентьева в роли Наденьки
Кадр из ильма. Никита Михалков в роли рассказчика и Нонна Терентьева в роли Наденьки

Андрей Смирнов и Борис Яшин задумали фильм не совсем обычный: в кадре актёры лишь действуют, живут, чувствуют. А мысли их передаёт рассказчик словно в немом кино. Сама короткометражка одновременно динамична (особенно в когда герои несутся с горки — в сценах прямо захватывает дух, кажется, что снег и тебе бьёт в лицо) и неспешна благодаря стоп-кадрам. Задумка авторов была чрезвычайно интересна и непривычна, и реализовать её они призвали Нонну Терентьеву и Никиту Михалкова. Конечно, Никита Михалков тогда был уже знаменитостью всесоюзного масштаба: в 1964 году вышла мелодрама «Я шагаю по Москве», принёсшая ему славу.

Нонна Терентьева была менее именитой актрисой, но уже тогда и зрители, и коллеги заметили её удивительную, тонкую, нежную красоту, которая позже восхитит и западный мир.

Кадр из фильма. Нонна Терентьева
Кадр из фильма. Нонна Терентьева

По любопытному совпадению Нонна Терентьева примерно в то же время снималась на «Ленфильме» в другой чеховской экранизации - «В городе С.» (1967). В том же фильме в роли самого Чехова появился Андрей Попов, который в «Шуточке» читал закадровый текст. За такой выбор чтеца режиссёрам нужно сказать отдельное спасибо: голос Андрея Попова идеально сочетается с прозой русского классика.

Кадр из фильма. Никита Михалков
Кадр из фильма. Никита Михалков

Местом съёмок (в рассказе Чехова оно не обозначено) выбрали московский музей-заповедник Коломенское и сняли ленту довольно быстро. Основную часть снимали в начале зимы 1966 года, пару эпизодов — уже весной, как того требовал сюжет, а поздней весной короткометражка была готова. Премьера состоялась на тв в мае.

Кадр из фильма. Узнаваемое Коломенское
Кадр из фильма. Узнаваемое Коломенское

Как и многие короткометражки,

«Шуточка» не снискала большого внимания и со временем стала забываться,

хотя и Никита Михалков, и Нонна Терентьева тут прекрасны, одухотворены и совершенно очаровательны.

Никита Сергеевич ещё не вошел в образ всевластителя и играет роль, играет персонажа, а не самого себя, как это стало в последующие годы. Где-то прочитала, что «Шуточка» выглядит как зимняя акварель. Совершенно согласна с этим мнением, хотя фильм чёрно-белый. И отчётливо тут ощущается чеховская атмосфера с лёгким оттенком безысходности.

Андрей Попов в «Шуточке» не появляется, в фильме только его голос. Но очень уж захотелось о нём напомнить. Это кадр из фильма «В городе С.», где Андрей Попов сыграл Антона Павловича Чехова
Андрей Попов в «Шуточке» не появляется, в фильме только его голос. Но очень уж захотелось о нём напомнить. Это кадр из фильма «В городе С.», где Андрей Попов сыграл Антона Павловича Чехова

А как вы думаете, почему Чехова так любили советские кинематографисты? Кажется, он самый экранизируемый русский классик.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: