В 1968 в СССР отмечалось 100-летие со дня рождения одного из известнейших советских писателей — Максима Горького. К празднованию векового юбилея присоединился и кинематограф. В Москве началась подготовка картину «По Руси», основой для которого стали первые рассказы писателя, а в Киеве приступили к экранизации рассказа «Скуки ради» —
трагической истории, главную героиню которой не только обделила жизнь, но и унизили люди.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценаристом и режиссёром фильма стал Артур Войтецкий, уже довольно опытный кинематографист, но снимающий лишь вторую самостоятельную работу: первые несколько лент он создавал в дуэтах с коллегами. Артур Войтецкий, работавший на киностудии имени Довженко, был поклонником классики и обожал литературу. Позднее он неоднократно будет обращаться к творчеству Чехова и заслужил репутацию одного из лучших советских экранизаторов произведений Чехова.
Однако для первой картины-экранизации был выбран всё же Горький.
Рассказ «Скуки ради» не отличается динамикой, это спокойное повествование о будничной и весьма незатейливой жизни на отдалённой железнодорожной станции. У немногочисленных её обитателей есть только одно развлечение — дважды в день встречать проносящиеся поезда и мельком наблюдать за пассажирами.
Служанкой в семье начальника станции служит 40-летняя Арина, одинокая женщина, оставшаяся в девках. Арина некрасива, не слишком умна, но добра и безобидна. Как-то стрелочник Гомозов, потерявший жену и двух детей, просит Арину сшить ему рубахи, а потом предлагает зайти к нему за деньгами вечером.
С этого момента начинается близкая связь Арины и Гомозова. Романтической её не назвать: если Арина испытывает какую-то странную благодарность за то, что Гомозов её хоть как-то пригрел, то он ею откровенно пользуется.
А когда их тайные свидания становятся достоянием местной общественности, открыто обвиняет, что это она его соблазнила и именно эту версию озвучивает остальным. Арина позора пережить не может.
Артур Войтецкий собрал для съёмок прекрасный ансамбль. На роль Арины утвердили Майю Булгакову, роль Гомозова получил Всеволод Санаев, сыгравший не такую уж частую для себя отрицательную роль.
По поводу Майи Булгаковой у меня, конечно, есть вопросы, потому что по Горькому Арина — женщина очень некрасивая, чего о Майе Булгаковой сказать никак нельзя: даже в невыгодных ракурсах, без макияжа, с прилизанными волосами она некрасивой не выглядит. Но это личное моё восприятие, следующее из симпатии к актрисе.
Роль начальник станции получил Юрий Мажуга, его жену сыграла Людмила Шагалова, его заместителя — Виктор Сергачёв,
в ролях работников станции Евгений Шутов и Владимир Дорофеев. А если присматриваться к пассажирам проходящих поездов, то можно заметить Льва Перфилова и Людмилу Алфимову, визитная карточка которой — Софья, мать Ярины, из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке» (1967).
Отдельно пару слов о визуальном решении фильма. Артур Войтецкий хотел максимально полно передать атмосферу рассказа Горького (впрочем, и в будущем, экранизируют Чехова, он будет стараться быть предельно близким к тексту). Чтобы подчеркнуть унылость и безысходную повторяемость жизни обитателей станции, вместе с оператором Валерием Башкатовым он включил в фильм почти повторяющиеся кадры:
начальник станции, жена, их маленький сын, помощник день за днём стоят возле полотна и смотрят на поезда. В разное время, в разные сезоны, при разном освещении. На эти лицах жизнь буквально застыла
и ничто не может сдвинуть её с места, разве что жестокое развлечение с унижением Арины. Да и оно быстро забудется, а на лица героев вернётся то же выражение равнодушия.
Фильм «Скуки ради» вышел весной 1968 года и прошёл незаметно. Хотя многие сочли, что Майя Булгакова,
сыгравшая сначала перерождение женщины, подумавшей было, что перед ней забрезжило счастье, а потом погибшей (причём сначала морально, а потом уже физически), в этой картине создала один из самых мощных в карьере образов.
Отмечу, что лента совсем не скучная вопреки названию, но поведение героев просто возмущает, особенно подлеца Гомозова. Понятно, что я сужу по меркам сегодняшнего дня, но всё-таки.
И добавлю пару слов о Майе Булгаковой. Готовя материал, я узнала, что у актрисы был очень сильный и красивый голос. Оказывается, она даже исполняла песни Эдит Пиаф, и это было не хуже, чем в оригинале. Но почему-то не могу припомнить фильмов, где она бы пела. А вы слышали, как поёт Майя Булгакова? Как вы считаете, ей удалась роль некрасивой Арины в фильме «Скуки ради»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: