Сегодня мало кто не слышал имя Карена Шахназарова, но в восьмидесятые он был начинающим режиссёром. Мало того, он был начинающим режиссёром-неудачником. Его первый полнометражный фильм перед выходом в прокат сильно искромсали, а потом его разнесли критики, так что
Шахназаров всерьёз задумался о правильности выбора профессии.
Как-то ему на глаза попалась программа с участием Леонида Утёсова, и режиссёра озарило: он должен снять картину о джазе. Это музыкальное направление в СССР считалось спорным, и, хоть в некоторых лентах и использовали джаз, историй о становлении жанра не было. С такой мыслью Шахназаров обратился к самому Утёсову, но его идея не привлекла. Однако режиссёр так загорелся, что во что бы то ни стало решил снять ленту. И направился к приятелю Александру Бородянскому, драматургу и сценаристу, автору на тот момент уже культового «Афони» (1975).
Готовясь к написанию сценария, Шахназаров и Бородянский навестили композитора и дирижёра Александра Варламова, одного из основоположников джаза в СССР. И
его, в отличие от Утёсова, идея фильма о джазе привела в восторг.
Он без устали делился воспоминаниями и многие события из его жизни в итоге вошли в сценарий. Кстати, сам сценарий рождался в муках. Первый вариант авторы написали всего за десять дней, но его разнёс в пух и прах худсовет. Сценаристам пришлось его переписать, потом ещё раз и ещё. В итоге устроил
худсовет лишь восьмой вариант, получивший название «Мы из джаза»,
и на съёмки дали добро.
Не менее мучительными был поиск исполнителей главных ролей. Одним из первым утвердили Дмитрия Харатьяна, популярного артиста и, что немаловажно, музыкального. Он отлично прошёл пробы на роль Кости, руководителя джаз-бэнда, и уже начал готовиться, но тут ему перешёл дорогу Игорь Скляр. Впрочем, вины самого Скляра здесь не было: он просто как-то попался Шахназарову на студии, тот пригласил его на пробы, и пробы тоже оказались замечательными.
Режиссёр долго колебался, но роль отдал всё-таки Скляру, из-за чего Харатьян надолго на него обиделся.
А вот на роли троих музыкантов, других участников джазового ансамбля, пробовалось больше 200 артистов, включая звёздных. Но тут Шахназаров сделал очень небанальный выбор: этих
героев сыграли малоизвестные Александр Панкратов-Чёрный и Николай Аверюшкин.
Александр до того снялся лишь в «Сибириаде» (1978), а Николай и вовсе был ещё студентом музыкального училища и засветился всего в паре эпизодов в кино. Третьим героем стал Пётр Щербаков, на тот момент уже мэтр театра, которого почему-то игнорировали кинорежиссёры. В фильме «Мы из джаза» он впервые за долгое время сыграл главную роль.
Музыкальной картине про джаз были необходимы и настоящие музыканты, которые играли бы мелодии. На помощь пришёл коллектив Анатолия Кролла, записавший музыку для фильма. А ещё Анатолий Кролл познакомил Карена Шахназарова с Ларисой Долиной, певшей тогда в ансамбле.
Певица так поразила режиссёра, что он захотел её снять в своей ленте и даже специально придумал кубинскую певицу, которой изначально в сценарии не было.
Озвучивать актрис, исполняя за них вокальные партии, Ларисе приходилось уже не раз, но вот появление в кадре было для неё в новинку и заставило поволноваться из-за кинодебюта. К тому же в то время Долина ждала ребёнка, и врачи настоятельно рекомендовали ей не перенапрягаться, так что съёмки исполнительнице дались непросто.
Любопытную роль криминального авторитета, нежно любящего джаз, сыграл Евгений Евстигнеев. На съёмках он поразил группу, когда во время эпизода на банкете начал профессионально отстукивать ритм вилкой. Впечатлён был даже Анатолий Кролл, который был на площадке. Тогда-то и выяснилось, что
в молодости Евстигнеев, как и его персонаж, увлекался джазом и даже на досуге играл на барабанах в джаз-бэнде.
Прежде эта личная подробность была мало кому известна.
Комедия «Мы из джаза» подарила зрителям два шлягера - «А ну-ка убери свой чемоданчик» и «Прости-прощай, Одесса-мама». В кадре их исполняет Александр Панкратов-Чёрный. Но в реальности актёр начисто лишён слуха и голоса и изначально поставил условие, что петь ничего не будет. Карен Шахназаров прослушал десятки певцов, которые могли бы озвучить актёра, но тембр не совпадал. Решение снова пришло внезапно.
Оператор фильма Владимир Шевцик увлекался музыкой и даже порой что-то напевал на съёмках. И оказалось, что его голос прекрасно ложится на голос Панкратова-Чёрного.
Так что песни для ленты записал именно Шевцик, и это, пожалуй, случай уникальный, когда за актёра спел оператор, сделав песни хитами.
Несмотря на все сложности подготовки и съёмок и очень ограниченный бюджет, выделенный Шахназарову, комедия «Мы из джаза» получилась. Она не просто была замечена зрителями, а стала лучшим фильмом 1983 года. А ещё она вернула уверенность в себе режиссёру, вывела в звёзды Александра Панкратова-Чёрного и, конечно, же стала главным, а может, и единственным советским фильмом о джазе.
А вы слушали запрещённую в СССР музыку?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296