АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление
Тема сегодняшнего погружения – противообледенительный обогрев и охлаждение масла вкупе с фильтрацией топлива. В облаках при температуре около нуля самолёт леденеет на ура, особенно хорошо леденеют передние кромки, в которые врезаются шарики переохлаждённой воды. Но лучше всего лёд липнет ко входным лопаткам двигателей.
На малых скоростях и большом режиме работы двигателя в воздухозаборнике царит разрежение, он ведь рассчитан, чтобы не черпать лишнего воздуха на крейсерском режиме и не тормозить самолёт. Когда же скорость ниже крейсерской, а режим работы двигателя выше – там разрежение. Чтобы двигатель не задохнулся – на некоторых самолётах, к примеру, Ту-22, Ту-22М, Ту-154 предусмотрены створки подпитки. А где разрежение – там охлаждение, лёд выпадает даже из тёплого тумана.
Поэтому подход к обогреву что входных устройств реактивных двигателей, что карбюраторов поршневых (в диффузорах карбюраторов тоже разрежение) более чем серьёзный. Видите справа трубу, идущую от оболочки второго контура вперёд?
Это трубопровод отбора на обогрев ВНА – входного направляющего аппарата. Воздух отбирается за компрессором, перед камерой сгорания, через стойку, на которой держится оболочка второго контура:
Если открыт электрический кран – то раскалённый сжатием воздух через регулятор поступает в полые лопатки входного направляющего аппарата (ВНА), по ним попадают в кок и выходят через отверстия в нём, снова попадая в двигатель:
В кране ничего особенного нет – обычный электромотор с редуктором, концевыми выключателями да заслонкой, на самолёте их десятки – топливные краны, в системе кондиционирования... На пожарный топливный кран, к примеру, можно взглянуть в 11-й статье о Ту-154:
А вот регулятор – готовое пособие по физике для средней школы. Размечаю, вскрываю:
Мозг регулятора, он же мускул – биметаллическая пружина. Помните устройство термометра духовки кухонной плиты, которое особенно хорошо видно на советских плитах? Стрелка термометра закреплена на похожей пружине, которую при нагревании скручивает из-за неравномерного расширения двух разных металлов. То же самое здесь:
От пружины поворачивается 8-образный подвижный сектор, вместе с неподвижным сектором образующий заслонку. Неподвижный сектор ставится на шлицы в нужном положении – так аппарат регулируется при сборке:
Если жарит слишком сильно – заслонка прикрывается, предотвращая и перегрев ВНА, и чрезмерное расходование воздуха. Отключается краном обогрев с той же целью – драгоценный сжатый воздух надо экономить, а греть заборник в 30-градусную жару, когда двигатель и так задыхается, излишне.
Теперь пришёл черёд ТМА – топливо-масляного агрегата. Масло двигателя в нём охлаждается поступающим топливом, а топливо подогревается во избежание выпадения кристаллов льда. Начнём-с препарирование со снятия РПДИ-0,4 – сигнализатора перепада давления, который срабатывает при засорении топливного фильтра:
Далее вынимаются фильтроэлемент и термостатический клапан:
Сразу вопрос – почему всё в масле, если это топливная половина ТМА? Это консервационное масло – топливная система заполняется им перед снятием двигателя.
Термостат – совершенно как автомобильный:
Внутри сияющего медью патрона – термочувствительная масса, по мере роста температуры топлива в ТМА он открывается и перепускает топливо обратно в бак. Этим обеспечивается подогрев топлива в полёте, а масло топливом охлаждается.
Мойка, сушка, резка корпуса, снова мойка и сушка:
Сборка:
Готово, справа виден грибок клапана:
Теперь черёд самого радиатора. «Болгарка» может многое, но тут рез приходится заканчивать полотном:
И рвать заусенцы:
После зачистки металлощёткой становятся видны ячейки сот:
С помощью болгарского музыкального инструмента и русского ключа выбираются полости под штуцеры и клапаны:
Наконец этот комок масла и стружки отмывается:
В следующей части – сборка и установка! А сегодня вышло очередное видео про ЖД в Сокольих горах – про Царевщину – и выйдет ролик с Ту-154М. Чтобы вовремя узнать о публикации – можно подписаться на наш Телеграм-канал:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—