Найти в Дзене

Реактивный двигатель АИ-25, часть 13 – обогрев и масло

АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление

Тема сегодняшнего погружения – противообледенительный обогрев и охлаждение масла вкупе с фильтрацией топлива. В облаках при температуре около нуля самолёт леденеет на ура, особенно хорошо леденеют передние кромки, в которые врезаются шарики переохлаждённой воды. Но лучше всего лёд липнет ко входным лопаткам двигателей.

Створки подпитки на воздухозаборнике Ту-154Б-2
Створки подпитки на воздухозаборнике Ту-154Б-2

На малых скоростях и большом режиме работы двигателя в воздухозаборнике царит разрежение, он ведь рассчитан, чтобы не черпать лишнего воздуха на крейсерском режиме и не тормозить самолёт. Когда же скорость ниже крейсерской, а режим работы двигателя выше – там разрежение. Чтобы двигатель не задохнулся – на некоторых самолётах, к примеру, Ту-22, Ту-22М, Ту-154 предусмотрены створки подпитки. А где разрежение – там охлаждение, лёд выпадает даже из тёплого тумана.

Поэтому подход к обогреву что входных устройств реактивных двигателей, что карбюраторов поршневых (в диффузорах карбюраторов тоже разрежение) более чем серьёзный. Видите справа трубу, идущую от оболочки второго контура вперёд?

-2

Это трубопровод отбора на обогрев ВНА – входного направляющего аппарата. Воздух отбирается за компрессором, перед камерой сгорания, через стойку, на которой держится оболочка второго контура:

-3

Если открыт электрический кран – то раскалённый сжатием воздух через регулятор поступает в полые лопатки входного направляющего аппарата (ВНА), по ним попадают в кок и выходят через отверстия в нём, снова попадая в двигатель:

-4

В кране ничего особенного нет – обычный электромотор с редуктором, концевыми выключателями да заслонкой, на самолёте их десятки – топливные краны, в системе кондиционирования... На пожарный топливный кран, к примеру, можно взглянуть в 11-й статье о Ту-154:

А вот регулятор – готовое пособие по физике для средней школы. Размечаю, вскрываю:

-5

Мозг регулятора, он же мускул – биметаллическая пружина. Помните устройство термометра духовки кухонной плиты, которое особенно хорошо видно на советских плитах? Стрелка термометра закреплена на похожей пружине, которую при нагревании скручивает из-за неравномерного расширения двух разных металлов. То же самое здесь:

-6

От пружины поворачивается 8-образный подвижный сектор, вместе с неподвижным сектором образующий заслонку. Неподвижный сектор ставится на шлицы в нужном положении – так аппарат регулируется при сборке:

-7

Если жарит слишком сильно – заслонка прикрывается, предотвращая и перегрев ВНА, и чрезмерное расходование воздуха. Отключается краном обогрев с той же целью – драгоценный сжатый воздух надо экономить, а греть заборник в 30-градусную жару, когда двигатель и так задыхается, излишне.

Теперь пришёл черёд ТМА – топливо-масляного агрегата. Масло двигателя в нём охлаждается поступающим топливом, а топливо подогревается во избежание выпадения кристаллов льда. Начнём-с препарирование со снятия РПДИ-0,4 – сигнализатора перепада давления, который срабатывает при засорении топливного фильтра:

-8

Далее вынимаются фильтроэлемент и термостатический клапан:

-9

Сразу вопрос – почему всё в масле, если это топливная половина ТМА? Это консервационное масло – топливная система заполняется им перед снятием двигателя.

Термостат – совершенно как автомобильный:

-10

Внутри сияющего медью патрона – термочувствительная масса, по мере роста температуры топлива в ТМА он открывается и перепускает топливо обратно в бак. Этим обеспечивается подогрев топлива в полёте, а масло топливом охлаждается.

Мойка, сушка, резка корпуса, снова мойка и сушка:

-11

Сборка:

-12

Готово, справа виден грибок клапана:

-13

Теперь черёд самого радиатора. «Болгарка» может многое, но тут рез приходится заканчивать полотном:

-14

И рвать заусенцы:

-15

После зачистки металлощёткой становятся видны ячейки сот:

-16

С помощью болгарского музыкального инструмента и русского ключа выбираются полости под штуцеры и клапаны:

-17

Наконец этот комок масла и стружки отмывается:

-18

В следующей части – сборка и установка! А сегодня вышло очередное видео про ЖД в Сокольих горах – про Царевщину – и выйдет ролик с Ту-154М. Чтобы вовремя узнать о публикации – можно подписаться на наш Телеграм-канал:

Всё, что движется

—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—

Общее оглавление канала